Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из уроков гаона рава Ноаха Вайнберга, благословенна память о праведнике, главы ешивы «Эш а-Тора» в Иерусалиме

Каждый мастер был подмастерьем. Найди себе учителя, который научит, как приобрести мудрость.

Давай представим, что тебе предложили осуществить большой проект — строительство развязки. Дали все необходимое: оборудование, материалы, рабочих. Предложили за работу несколько миллионов долларов, поставив условие: ты будешь единственным инженером этого проекта. Но ты же не специалист, не инженер! В строительстве развязок ты — абсолютный ноль. Возьмешься за проект?

«Ну, почему бы нет… Побываю на самых известных развязках и мостах, поезжу по ним, потом начну строить — поставлю несколько опор вдоль шоссе…»

Нелепо, смехотворно. Скорее, здравый смысл скажет тебе другое:

«Я возьмусь за это, но только после того, как закончу инженерный факультет, прочитаю все, что есть по строительству дорог, мостов и развязок, проконсультируюсь у известных специалистов. После такой подготовки я готов взяться за проект». Любой разумный человек будет рассуждать именно так: прежде чем взяться за серьезный проект, нужна основательная подготовка.

Скажи, твоя собственная жизнь — достаточно серьезный проект? Учеба, саморазвитие, брак, воспитание детей… Если да, то тебе потребуется основательная подготовка. Иногда удобно прятаться за расхожие лозунги: «Не надо учиться музыке, можно играть на слух», «Будем решать проблемы по мере их поступления» (в ивритском варианте: «Дойдем до моста, тогда и будем переходить»). И мы прячемся до поры до времени, но однажды вдруг все идет наперекосяк. Мы застываем на месте, потому что больше невозможно продолжать «играть на слух». Зализываем полученные раны и начинаем все сначала. Разумно ли это?

Сравни жизнь со строительством самого большого моста — жизнь все равно окажется сложнее и запутаннее. Если хочешь построить жизнь, полную духовного смысла, приготовься пройти длительный и углубленный курс подготовки к ней. Никому не приходит в голову пользоваться методом проб и ошибок в операционной. Не оставляй свою жизнь на волю случая.

Десятый Путь «С помощью мудрых» учит: Воспользуйся услугами мудрецов.

Мудрость нужно искать, гнаться за ней. Где искать? Держаться как можно ближе к мудрецам. Вглядываться в их поведение, видеть, как они используют накопленную веками мудрость в своей собственной жизни. И задавать вопросы все время, пока они готовы слушать тебя. Мудрость — самая важная вещь в мире, это ключ к наполненной смыслом жизни.

Учеба в «Школе жизни»

Люди любят независимость. Мы ненавидим признаваться, что нуждаемся в других. Мы лучше будем учиться на своих ошибках, чем на опыте других. Мы убеждаем себя: «Как-нибудь все устроится». Упрямо твердим: «Все получится, я справлюсь сам».

Пройдут годы, пока до всего «дойдешь» сам, а жизнь коротка. Каждый из нас обязательно совершит ошибки — почему бы не сократить их количество? Народная мудрость гласит: «Наполовину умный учится на своих ошибках. По-настоящему умный учится на ошибках других. Дурак и на своих ошибках не научится». Тот, кто постоянно повторяет ошибки — родителей, родственников, друзей — похож на человека, который пытается понять, как строить мосты, лишь разглядывая их и катаясь по ним. Нужен другой подход. Составь план подготовки (запиши самые важные темы своей жизни) и найди учителя.

Постараюсь убедить тебя в необходимости учителя на таком примере. Представь, что у тебя появилась возможность вернуться на 10 лет назад, встретить себя юного, и рассказать самому себе, молодому и неопытному, о совершенных ошибках, о том, чему жизнь научила тебя за эти годы. Ты тогдашний послушал бы себя сегодняшнего? Задумался бы? Захотел бы избежать этих ошибок? Так поговори сейчас с тем, кто старше тебя, и расспроси об ошибках, совершенных им в жизни, и о том, чему они его научили. Разве это не самый правильный шаг? Накопленные другими знания позволят сэкономить годы проб и ошибок.

Прежде чем ты начнешь искать учителя, дам небольшой совет. Подумай, с кем из исторических личностей ты хотел бы встретиться и поговорить, какие важные для себя вопросы ты бы ему задал. Теперь вернись к сегодняшней жизни и подумай, кто может ответить на эти вопросы наилучшим для тебя образом. И начинай искать. Не отчаивайся, пока не найдешь мудрость — тот, кто ищет, тот обязательно найдет.

Помощь мудрецам — помощь самому себе

Учиться от мудрых, помогая им. Что значит — помогать мудрецу?

Большой мудрец входит в комнату, и человек немедля и радостно встает ему навстречу, предлагает сесть, несет попить, с трепетом и смирением готов быть полезным, чем только может. Постарается задать ему вопросы, получить совет, выслушает все, что он скажет, с большим вниманием.

Именно так мы должны вести себя с мудрецами. «Величие дела больше величия учебы» («Бр ахот» 7б). Помощь мудрецу умудряет больше, чем урок, лекция или книга. И в книгах можно найти мудрость, но самый лучший путь научиться ей — прилепиться к учителю.

Найди себе учителя и прилепись к нему. Будь с ним, куда бы он ни шел. Следи за всеми его движениями и высказываниями. Стань «подмастерьем» мудреца, будь чуток к любым его нуждам. Служа мудрецу день за днем, ты сможешь видеть его в самых сложных и неудобных ситуациях. Будь зорок и любопытен, смотри внимательно, как он реагирует, разговаривает. Всегда будь готов услышать его совет. Следи за тем, что делает учитель, как он исполняет законы Торы в своей жизни, и ты поймешь, что делает его особенным, большим и мудрым человеком, и — сам будешь становиться мудрее.

Впитывание мудрости от всех

Если пока не удается найти учителя, найди человека, с которым можно посоветоваться в трудную минуту, который поможет прояснить жизненные установки и пересмотреть ожидания. Даже у царя Шломо, самого мудрого из людей, были рав и советник. Гемара в трактате «Брахот» (8а) рассказывает, что царь никогда не ошибался, пока его духовный руководитель был жив.

«Кто мудр? Кто учится у каждого» («Авот» 4.1). Напиши список самых важных тем своей жизни и при каждом удобном случае ищи ответы у кого только можешь. Какие вопросы могут быть в твоем списке? Примерно следующие:

Чего Творец хочет от меня?

Что значит быть хорошим человеком?

Как я могу быть хорошим для других и при этом не позволять себя использовать?

Как справляться с гневом и раздражительностью?

В чем секрет успеха?

Как научиться использовать свое время наилучшим образом?

Как полностью реализовать свой потенциал?

Как преодолеть лень?

Как научиться получать удовольствие от жизни?

Как быть более терпеливым с детьми?

Как быть хорошим сыном/дочерью для своих родителей?

В чем моя ответственность перед народом Израиля?

Обсуждение вопросов с человеком сторонним и объективным настолько важно, что даже если он менее умный, чем ты, это приносит неоценимую пользу.

Выбор учителя жизни

В хедере и ешиве каждый год был новый рав. Только успеешь привыкнуть к своему раву, как уже начинается следующий класс и новый рав, и надо заново привыкать к новым требованиям и новому подходу.

Это не идеальный путь. Необходимо стремиться найти учителя на всю жизнь. Написал раби Овадья из Бартануру в комментарии на трактат «Авот» (1.6): «Вот что я слышал. Сделай себе рава, который будет определять тебе закон, одного рава, от которого ты будешь учиться всегда, а не так, что сегодня от одного, а завтра от другого». Нужна личность, чей образ будет сопровождать тебя всегда и везде, каждый день, всю жизнь. Учитель, который сможет понимать тебя и направлять.

В поисках такой личности не ленись, не удовлетворяйся тем, про кого говорят, что он «умный». Нет! «Выходи за покупками!» Если бы ты покупал кондиционер, ты бы сравнил разные модели: производительность, долговечность, условия гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Выбор учителя жизни — несравнимо более важный момент. Сравнивай, проверяй, живет ли он честно, праведно, последователен ли в этом. Живет ли так, как учит. Задай ему вопросы — способен ли он ответить так, чтобы ты понял? Способен ли он передавать мудрость? Удовлетворяют ли тебя его ответы? Узнай, у кого он учился. (Будь осторожен: встречаются самозванцы, использующие якобы силы мудрости. Их цель — порабощать, использовать людей в своих целях. Обычно их изгоняют из общин, и тогда они собирают под своим крылом неопытную, горящую энтузиазмом молодежь.)

Человек склонен хвататься за то, что он уже «знает» и застревать в этом. Мудрость требует изменений. Преодолей искушение держаться за «знакомое», выбирая рава. Выбери того, кто будет толкать тебя вперед, ставить перед тобой сложные задачи, поощрять развиваться и подниматься. Не стремись выбрать человека, с которым ты будешь тихонько сидеть, обдумывая все те же мысли и совершая все те же поступки. Так не вырасти.

Индекс доверия

Доверяй своему учителю. Часто люди начинают искать нового рава, если с прежним не согласны. Это отличный способ не продвигаться и не расти вообще. Если для каждого вопроса искать рава, который ответит так, как ты хочешь, то останешься навсегда там, где ты сейчас — с прежними знаниями, неправильным восприятием и, в конце концов, с потраченной впустую жизнью. Если есть у тебя хороший врач, ты доверяешь его мнению. Если есть у тебя хороший рав, положись на него.

Для того чтобы твой учитель мог быть максимально полезным тебе, скажи ему следующее: «Если вы увидите, что я неправ, скажите мне, и я обещаю отнестись к этому со всей серьезностью». И когда он скажет тебе, например: «Я заметил, что ты бежишь от ответственности», ты обязан искать и найти, в чем ошибаешься, и исправить это.

Нет, вовсе не нужно слепо следовать за равом, как овца. Ты обязан приложить все усилия, чтобы понять его позицию, чтобы в конечном итоге улучшить себя. Задавай вопросы, говори, что ты думаешь, спорь и внимательно слушай, что он говорит в ответ, пытайся понять, в чем твоя ошибка. Когда его слова проникнут сквозь стену защиты, которую ты выстроил, ты сможешь преодолеть себя, исправить ошибку и не повторять ее в дальнейшем.

О какой стене защиты я говорю? Мы сгибаем, искажаем реальность так, как нам удобно, поэтому мы не можем увидеть себя в правильном свете. Нет человека, который видит свой собственный недуг. Рав видит со стороны, объективно, он не дает пользоваться отговорками вроде: «Я хотел как лучше, у меня были хорошие намерения». Возможно, намерения и были хорошими, но поступки оказались плохими.

Глубокое доверие — это ключ к правильным взаимоотношениям между настоящим учителем и верным учеником. Тяжело принимать критику, но эта таблетка гораздо менее горька из рук человека проницательного и мудрого, которому ты доверяешь, и который знает, как тебе помочь. Человек, которого ты выберешь себе в учителя, должен понимать не только тебя, но также среду, из которой ты вышел, твою семью. И прежде всего, конечно, убедись, что он доступен для общения. Зачем тебе учитель, даже идеальный, у которого нет возможности отвечать на твои вопросы?

В каждом поступке есть ценность и смысл. Перед каждым поступком остановись и подумай дважды: «Что скажет мой рав?» И если не придет в голову хороший ответ, лучше не делай. Если у тебя пока нет рава, спроси трех людей, что бы они посоветовали сделать и почему. А дальше — действуй или не действуй, полностью осознавая последствия своего поступка.

Точки повторения

1. Для того чтобы вести логичную и последовательную жизнь, нужен учитель, который будет учить и направлять.

1. Человек субъективен, поэтому мы нуждаемся в личности, которая поможет увидеть себя объективно.

2. Независимость — в природе человека, однако если ее не ослабить, она становится препятствием на пути к духовному росту.

3. Сделать себя учеником истины — наша задача. Самая опасная болезнь — игнорирование реальности.

4. Для того чтобы духовно расти, необходимо сблизиться, создать постоянную связь с теми, кто понимает Тору и жизнь, и черпает из них мудрость.

Перевод Эстер Райхман

Из журнала Мир Торы


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»