Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Царь, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца
«Ибо высшая суббота — конец Ацилута. И таков обычай материального мира — невесту ищут в самом конце (т.е. человек сначала строит дом, устраивает свое материальное благополучие, а потом уже ищет себе невесту). И так наказал царь Шломо (Притчи 24:27): “Соверши дела свои вне дома и приготовь их на поле, а затем и устрой дом свой” (рабейну Бехайе). Невеста приходит последней, она — цель всего. После того, как жених готовит себя, чтобы быть обеспечивающим и создающим, невеста — принимает все эти приготовления, чтобы давать плоды. Нет у невесты — у женского начала — ничего от себя, но лишь то воздействие, что она получает. Но она предуготована для того, чтобы стать сосудом, включающим в себя все воздействия для одной цели: дать плоды.
Такова и сущность луны, у которой нет ничего от себя, но лишь свечение, которое она получает от солнца. Это благословение она дает земле, способствуя росту плодов. Такова и форма “земного царства”. При благословении нового месяца есть обычай говорить: “Давид, царь Израиля, жив и существует”, ибо его царство уподоблено луне и в будущем обновится, подобно ей. И Община Израиля вновь прилепится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем, как сказано: “Ибо солнце и щит — Господь”. И потому во время освящения новой луны радуются и танцуют, подобно радости бракосочетания» (Шулхан арух, Орах Хаим, Рама 428). Община Израиля — это женское начало, которое «вновь прилепится к своему мужу». «Царь Давид уподобляется луне, у которой нет ничего от себя, и потому он называл себя “бедняком”, у которого есть только то, что ему дает Всевышний… и это корень качества Малхут… И это корень общины Собрания Израиля, отсчитывающих календарь по луне» (раби Цадок аКоэн).
Такова и суть небесного качества Малхут: «Все управление Малхут — это женское начало, у которого нет ничего от себя» (раби Авраам сын Виленского Гаона). Оно — сосуд для получения воздействий от всех остальных атрибутов управления: «Шехина (=Малхут) — сосуд для всех (остальных качеств)» (Тикуней Зоар). Все это — с одной целью: чтобы она сделалась корнем для пребывания Шехины Всевышнего в нижних мирах; в этом ее «плод». «Невеста — это Шехина» (Зоар). Таков и смысл слова невеста — כלה: она сосуд, כלי, для получения воздействии, она обобщает, מכלילה, все воздействия в одну структуру. Она — цель всего, на нее направлены все приготовления и воздействия.
Общая цель — единство между ней и Женихом, совершенная радость бракосочетания — соединение луны и солнца. Тот день, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет всемеро, как свет Семи дней» (Йешая 30).
Это радость, которая будет в день, который весь — суббота.
Хотя мы объяснили, что сущность качества Малхут — принятие воздействия, его лик, обращенный к воцаряющим, предстает, как воздающий им благословение и существование — материальное и духовное. Ведь в основе этого атрибута заложен корень всей реальности обитателей нижнего мира во всех его деталях, и он дает им энергию существования.
В земном царстве мы тоже можем видеть нечто подобное: царь называется «кормильцем поколения». Совершенное царство является каналом для получения воздействия, через который Всевышний дает благо Израилю и всему миру. Таково отношение царя к тем, кто воцаряет его: он дает, а не получает.
«Нет царя без народа». «Царь властвует над народом, отделен от народа» (Маараль).
В царской власти есть амбивалентный аспект: с одной стороны, вся его суть — отношение и соединение царя с воцаряющим его народом. С другой стороны, сам царь отделен от народа.
Так обстоит дело и в корне вещей. Малхут есть корень раскрытия реальности от Всевышнего, ибо Он пожелал раскрываться как Царь над своими созданиями, и понятие царства делает обязательным существование воцаряющих. Однако Сам Бесконечный, в своей сущности, отделен от мира, и мысль совершенно не постигает Его — «нет вообще места для сотворенных с Ним, поскольку они не имеют отношения к Его сути. Но лишь когда Он желает их, тогда из-за этого желания и воли они становятся для Него как бы в радость и в славу» (Рамхаль, Даат Твунот 58). Ибо так «возникло в Его воле соединиться с мирами и царствовать над созданиями в соответствии с их деяниями» (Нефеш аХаим ч.2, гл.4).
Вот как определяет это Маараль: «Всевышний — царь над созданиями, поскольку созданиям необходимо Царство Небес, а Он отделен от них. И поскольку Он выше всего, Он превозносится над ними».
Возвышенность данной концепции выражается в имени, которым называют Всевышнего мудрецы: «Святой, благословен Он». «Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… ибо Его истинная сущность не известна. Известно лишь то, что Он отделен от всякой материи, тела и от всего существующего… ведь “святой” означает “отделенный” (Маараль). А со стороны Его соединения с мирами говорят: “Благословен Он”, ибо Он — источник всех благословений», — как объясняет там же Нефеш аХаим.
Данное амбивалентное восприятие находится в основе акта воцарения, исполняемого человеком. Ведь воцарение выполняется только при условии понимания одновременно соединения царя с подданными и его отделенности. Это постижение заложено в корне человека, того существа, что воцаряет своего Творца: «И потому есть различные группы небесных воинств. Одна говорит: свят, и это серафим… а вторая напротив них прославляет и говорит: Благословен, и это офаним и хайот… ибо каждая группа освящает в соответствии со своим источником и корнем в духовных мирах… Но сыны Израиля внизу говорит оба прославления: свят и благословен, поскольку они включают в себя все источники и корни вместе» (Нефеш аХаим 1, 11). Поразмыслите над этим как следует.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»