Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
9 запрещенных работ соответствуют 39 проклятиям, порождениям греха Адама. Однако остается вопрос: как можно понять, что в числе 39 заложено проклятие.

«Мишна: прототипов работ — сорок минус один»

Следует поразмыслить над этой фигурой речи: «сорок минус один» (Шабат 73). «Пусть сказал бы — прототипов работ тридцать девять?» — задает вопрос Шней Лухот аБрит. И кратко отвечает: «Но автор мишны придерживается языка Писания. Ведь о наказании розгами также написано: “сорок раз ударит его”, а имеется в виду число, предшествующее сорока: тридцать девять. Почему же Писание выражается именно так? Есть в этом тайна».

Мы постараемся, насколько это возможно для нас, поразмыслить над внутренним смыслом данного вопроса.

«Сказали Учителя в Пиркей дераби Элиэзер аГадоль, что тридцатью девятью проклятиями были прокляты Адам, Хава, Змей и Земля. И потому грешник, который притягивает к себе дух нечистоты, получает сорок ударов минус один» (Шней Лухот аБрит). Первый человек был сотворен, чтобы пребывать в Саду Эдена и служить Творцу духовным образом, в соответствии со своей высокой духовной ступенью до греха: «Ибо работа в шесть дней есть часть проклятий Адама, как написано: “В печали ты будешь есть ее, в поте лица своего будешь есть хлеб”… А до греха у Адама был покой во все дни» (Маарша). Его заповедью было хранить эту категорию субботы: «И поместил его в Саду Эдена — дал ему заповедь субботы, обрабатывать ее — шесть дней работай, и охранять его — храни день субботний, чтобы святить его» (Берешит раба). И если бы он не согрешил, то он и все мироздание вошли бы в день, который весь — суббота. Из-за греха он и все мироздание вместе с ним спустились на уровень занятия материальными вещами, и были прокляты тридцатью девятью проклятиями, порождения которых и есть 39 материальных работ, будничных действий.

Сорок раз ударит его

Маараль объясняет, почему в Торе сказано: «Сорок раз ударит его» (Дварим 28:3), а в реальности Мудрецы учили, что максимальное число ударов — 39: «Ибо у них принято, что количество ударов, 40, соответствует человеку, созданному за 40 дней и завершенному в сороковой день… И Известно, что форма налагается последней, и потому форма налагается на человека в сороковой день» (Беер аГола 21).

39 дней — это время создания материальности в человеке, и мы понимаем, почему грешник получает 39 ударов, — ведь «грех, совершаемый человеком, приходит только от его материальности, ибо со стороны формы нет никакого греха. И если бы не было материи, человек был бы свят и чист от греха». Однако число 40 соответствует общей форме грешника — соединению души и тела: «И когда он в грехе, на нем есть суд сорока ударов, по числу создания материала вместе с его формой, которая наложилась в сороковой день… Ибо удар здесь относится также и к форме, поскольку форма эта прилеплена к материи… Но со стороны самой формы — нет в ней греха, и когда считают каждый удар отдельно, то последний соответствует форме… И нет в самой форме греха и недостатка, и потому грешнику дают только 39 ударов». (Маараль).

Мы выяснили: 39 запрещенных работ соответствуют 39 проклятиям, порождениям греха Адама. Однако остается вопрос: как можно понять, что в числе 39 заложено проклятие. Ведь эти 39 работ, в корне своей сущности, есть источник жизни и корень сотворения мира и Храма, как объяснялось в предыдущей главе

39 светов

Чтобы уяснить ответ на этот вопрос, приведем здесь краткие слова Шней Лухот аБрит: «Известно, что шесть будних дней опечатаны шестью печатями имени יה"ו, и эти буквы, записанные полностью, составляют в числовом значении число 39: יו"ד ה"א וא"ו. Змей, нанесший ущерб творению мироздания, согрешивший и введший в грех Адама и Хаву, привел к тому, что они были прокляты 39 проклятиями». Данная тема глубока и широка, и мы попытаемся понять только ее простой смысл.

«Следует знать, что двумя буквами (Четырехбуквенного Имени Всевышнего) сотворены два мира, как сказано: “Ибо (именем) י-ה Господь создал миры”. А порождения неба и земли сотворены двумя последними буквами Имени… И потому посредством двух последних букв, эти порождения приходят в мир через благословение» (Маараль). Маараль объясняет, что две первые буквы Имени — есть корень самой реальности, а две последних — основа ее порождений.

Более подробно он объясняет в проповеди на Шабат Шува: «Буква Йуд указывает, что Он — не обладает телом, ибо тело находится в делимом пространстве. А Йуд — самая маленькая буква, у нее нет размера по ширине и длине, чтобы она могла делиться. Вторая буква, Эй, указывает, что Его существование вынужденно, ибо слово הא означает “вот”, здесь, находится — оно указывает на существование и реальность. Третья буква — Вав, и это самая прямая и симметричная буква… Ибо симметрия и прямота — связаны с вечностью. Четвертая буква — это вторая Эй, и она означает, что Его существование и реалия находятся во всем. Первая Эй показывает, что Его существование необходимо само по себе, а вторая Эй — что Он дает существование всему».

«Смысл третьей буквы (ו) — привлечение воздействия двух первых — самой реальности, через прямую линию ו, к четвертой букве — которая указывает на то, что Всевышний “дает существование всему”. Буква ו соединяет “дающего” с “принимающим”, четвертой буквой ה, получающей воздействие от предыдущих букв. Четвертая буква Имени — указывает на атрибут Малхут.

Эта нижняя ה, качество Малхут, есть корень нижних миров. “Источник нижних — это Слава Всевышнего, т.е. Шехина (присутствие), которое Он хочет распространить в нижних. Ради открытия и распространения своей славы, создал Он Творение, как написано: “Все, что создал… создал только для славы Своей”. Раскрытие славы — это раскрытие Его царской власти. Поэтому корень нижних называется сфира Малхут (царство). “Малхут— это корень нижних, и это власть святости, и просто Малхут (т.е. царство)” Все законы и свойства созданных и самого Творения установлены исходя из того, что необходимо для раскрытия славы Всевышнего. Поэтому в качестве Малхут заложены все границы и возможности, предоставленные созданным для исправления мира”» (рав Хаим Фридландер).

Мы удостоились узнать: три первые буквы воздействуют на атрибут Малхут, он же — нижняя Эй. Числовое значение (гематрия) этих трех букв, записанных полностью, составляет 39 ט"ל)=роса).

Роса жизни

«Хотя Община Израиля попросила не как следует, Всевышний ответил ей как следует. Как сказано (Ошеа 6:2): “И научимся мы стремиться к познанию Господа, которое ясно, как рассвет, и придет Он к нам, как дождь”. Сказал ей Всевышний: Дочь Моя, ты просишь вещь, которая иногда нужна, а иногда не нужна (дождь), но Я буду тебе тем, что всегда нужно, как сказано (там же, 14): “Буду как роса для Израиля” (Таанит 4). Постоянное провидение Всевышнего, которое “дает жизнь всему”, уподоблено росе. В этом символика росы, которой Всевышний в будущем оживит мертвых: “Ибо роса рассветная — роса Твоя, и земля изрыгнет мертвых” (Йешая 26:19) — каждый, кто пользуется светом Торы, свет Торы оживляет его, а каждый, кто не пользуется светом Торы, свет Торы его не оживляет» (Ктубот 111).

Своим грехом человек превратил ט"ל в ל"ט.

Теперь мы можем понять: טל (39) есть корень придачи жизненной силы реальности. Те 39 работ, которыми сотворены небо и земля, являются корнем мироздания и источником воздействия его благословения (то же относится и к работам по построению Скинии). Однако Адам своим грехом отделил мироздание от корня его существования и повлек проклятие, а не благословение, смерть, а не жизнь — обратное «благословению на росу», которое мы читаем в молитве. Он сделал так, что ט"ל превратилась в ל"ט, символ проклятия (לטותא=проклятие). Тем самым он опустился до труда в 39 будничных работах, производимых телом.

В субботу ל"ט превращается обратно в ט"ל.

Суббота отделена от 39 работ: «Когда властвует эта роса (ט"ל=39), запретили мудрецы сорок работ минус одну» (Зоар).

Суббота — «день душ, а не день тела». Она относится к категории «головы»: «Ибо суббота подобна голове человека, в которой находится разум, отделенный от материи… и сказано: и благословил Бог седьмой день… В этот день обновится в душах сила познания и разума» (Маараль). Когда человек в субботу отделяется от 39 материальных работ, он освящается, возвышается и присоединяется к категории головы. 39 проклятий превращаются в росу жизни, благословения и святости. В субботу, как было объяснено, светит полный свет на полный мир. «Что есть суббота — Имя Всевышнего, Имя, полное со всех сторон» (Зоар).

Суббота относится к тайне: «Моя голова наполнена росой (טל)» (Песнь Песней 5:2). Постарайтесь осознать все это.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»