Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Строение тела человека подобно схеме строения Храма

Все это требует дополнительного объяснения. Как известно, существуют три взаимосвязанные категории: мир, год и душа. И «святость субботы подобна святости Храма, только Храм существует в пространстве, а суббота — во времени» (При Цадик). Чем же тогда святость времени предпочтительнее святости пространства?

Но вот в чем суть вопроса. Шесть будних дней — это время сотворения и труд создания инструментов; в субботу светит внутренний свет этих инструментов, и тогда не время заниматься их работой, — ведь пришла цель их бытия — суббота. То же относится и к «деяниям праведников» (Храму): «Вся работа по построению Скинии нужна в качестве подготовки для исполнения стиха: “…и сделают Мне святилище, и Я буду пребывать в среде их”. В субботу эта работа запрещена, поскольку уже исполнилось “Я буду пребывать в среде их”» (Раби Цадок аКоэн).

Известно (см. Нефеш аХаим, ч.1 гл 4), что строение тела человека подобно схеме строения Храма: «…и Я буду пребывать среди вас». Это связано с тайной понятия «образ Бога»: человек является схемой всего мироздания, как подробно объясняется там. В данном контексте, служение человека на протяжении шести дней — это построение собственного Храма в виде себя самого, чтобы Божественное присутствие, Шехина, пребывало в нем. Содержание этого служения объяснялось в предыдущем эссе. В субботу, когда «реализуется сказанное “…и Я буду пребывать среди вас”», не время для такой работы, ибо в этот день наступает время особого, субботнего служения.

То же самое верно в схеме всего мироздания: ведь суббота получает свой свет и связана с тайной «Того дня» — Дня, который весь — суббота. Того времени, когда мироздание будет исправлено, и будет полностью относиться к категории Храма. Это день, когда внутренний свет Святилища наполнит всю реальность, как можно судить, исходя из состояния мироздания до греха: все оно находилось в категории Храма. В мире Воздаяния нет нужды в «деянии праведников», в работе по построению Храма.

39 работ

Теперь мы можем понять слова Учителей: «Все 39 видов работ, что были при сотворении мира, были и в Скинии» (Питхей Шеарим р. И.А.Хавера). Понятно, что когда мы говорим о «работах» при сотворении мира, речь идет о категориях, архетипах и аллегориях.

Осмысленная работа (млехет махшевет)

После этого вступления, мы переходим к осмыслению формы этих 39 работ: это созидательные работы, ведь вся их цель — создание: мира или Храма. Они, естественно, производились с замыслом и мастерством для задуманной цели. Таким образом, мы понимаем особое определение запрета работы в субботу — она должна быть осмысленной и значимой (млехет махшевет), подобно «работе» по сотворению мира. Тора не запрещает работу как таковую (авода) в субботу, запрет относится к созидательной деятельности (мелаха). Запрещено выполнять работу так, как делает ее мастер, и поэтому работа, сделанная измененным способом, не наказывается. Запрещается делать работу для достижения обычной для нее цели, и потому работа, не имеющая целью ее обычный результат (мелаха шеэйна цриха легуфа), не запрещена. Запрет относится к человеку, выполняющему работу осмысленно и с изначальным замыслом, и потому тот, кто делал что-то другое (митасек) и ненамеренно выполнил мелаху (эйно миткавен), не нарушает запрета Торы.

«Всевышний заповедал: “Помни день субботний, чтобы освящать его”, чтобы мы знали, что Он сделал этот мир, и мир не возник случайно… Ведь если кто-либо создает некий объект случайно, не имея начального замысла, он не называется создателем. Поэтому сказали (Шабат 49), что ненамеренно выполненная работа не запрещена в субботу. К примеру, человек может тащить по земле скамейку или стул, несмотря на то, что в земле остаются борозды, если он не имеет намерения их создать. Все это потому, что нельзя сказать о человеке, что он что-то сделал, если он сделал это случайно. И когда мы свидетельствуем, что Всевышний сотворил мир за семь дней и отдыхал в седьмой день, нельзя сказать, что он сделал мир случайно» (Маараль, Сефер аТиферет).

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»