Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Важный принцип цдаки, или история о нищем и раби Менахеме-Мендле из Риманова

Рабби Менахем-Мендл из Риманова сидел в окружении учеников, когда в дом учения вошел нищий. Одним своим видом бедняга вызывал жалость у окружающих: одежда — лохмотья, состоящие сплошь из заплат, бледный и тощий — кожа да кости. Увидев его, рабби Менахем-Мендл шепнул своему служке, чтобы тот зашел в его кабинет и достал из кармана его сюртука золотую монету. Когда служка принес монету раву, тот сразу же отдал ее нищему. Бедняк очень обрадовался такому крупному подаянию — это было больше, чем он мог даже мечтать! Счастливый, он покинул бейт-мидраш.

А рабби Менахем-Мендл, спустя какое-то время размышляя над произошедшим, расстроился. Он понял, что, давая деньги нищему, делал это лишь из жалости и не думал о том, что в этот момент выполняет заповедь благотворительности. А ведь благотворительность — цдака — заповедана нам самим Всевышним, и исполняя эту заповедь, мы должны делать это ради Его Имени! В недельной главе Торы Трума сказано: «И возьмут Мне приношение», и великий комментатор Пятикнижия Раши объясняет такой странный оборот (не «дадут», а «возьмут»): «Мне (из того, что и так принадлежит Всевышнему) — ради Моего Имени».

Рав позвал своего служку и попросил его найти этого нищего и привести к нему. Тот бросился выполнять поручение и вскоре обнаружил бедняка на рынке. Услышав, что рав зовет его к себе, тот испугался, решив, что рав дал ему золотой по ошибке, и теперь, обнаружив подмену, собирается отнять золотой и дать взамен мелкую монету. Грустный, пошел он обратно к раву. Каково же было его изумление, когда рав не только не забрал у него свой золотой, но и выдал еще один! Когда к нищему вернулся дар речи, он набрался смелости и спросил раввина: «Рабби, если вы собирались дать мне два золотых, то почему не дали их сразу? Ведь я очень расстроился, когда подумал, что вы обнаружили, что дали эту монету по ошибке, и хотите забрать ее обратно!» Рав ответил:

«Написано в главе Реэ: “Давая, дай ему”. Почему слово “дать” используется дважды? Чтобы научить нас, что, если сначала мы помогаем бедному исключительно из жалости, надо дать ему еще раз — ради исполнения заповеди. Поэтому я и дал тебе деньги два раза. И сказано также: “Пусть не будет тебе плохо на сердце, когда будешь давать ему”. Когда человек дает в первый раз, его сердце переполняют жалость и сочувствие к несчастному. А потом, когда его сердце успокоится, он сможет уже следить за тем, чтобы выполнить заповедь как положено».

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»