Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек — это микрокосм. Строение его тела и этапы его взросления и роста соответствуют строению и развитию всего мироздания.

«Посмотри на различные этапы формирования человека. Несомненно, Святой, благословен Он, мог создать человека, совершенного с момента рождения, если бы только захотел — ведь нет Ему препятствий. Но Он не сделал этого. Насколько ущербен человек, когда он рождается! И он развивается понемногу, шаг за шагом. Смотри же — это точная аналогия славы Всевышнего и образа Его действий при раскрытии Его власти, того, как Он, благословенный, вращает мир и управляет им в пяти названных состояниях, которые по сути своей есть этапы взросления мира! Мир движется и взрослеет так, как это делает человек, и слава Всевышнего движется к раскрытию ступень за ступенью» (Рамхаль, Даат Твунот 148).

Человек — это микрокосм. Строение его тела и этапы его взросления и роста соответствуют строению и развитию всего мироздания. Как мы уже говорили, совершенство человека — его душа и его доля в Торе — дается ему до его прихода в этот мир, но оно скрыто завесой тела, и человек постоянно трудится все дни своей жизни над тем, чтобы раскрыть его и удостоиться к нему прилепиться. Таково же положение дел относительно всего мироздания как целого.

Совершенство мироздания — это Грядущий мир, который был эманирован еще до бытия материального мира. «Ибо Именем Й-а (י-ה) создал миры». Этот мир создан буквой ה, а Грядущий мир — буквой י, и мы видим, что буква י стоит первой в Имени Всевышнего, а ה — последней. Мы знаем, что сначала был сотворен Грядущий мир, а затем уже мир материальный. «Сотворен вначале» — речь идет не о времени, а о первенстве в уровне и в порядке постепенного развития. Однако это совершенство было закрыто от нас покровом материальности нашего мира. Ведь единство Творца наполняло все мироздание, но оно было скрыто за завесой природы, созданной в Шесть дней творения. Слава Царства Творца была спрятана под Управлением свободы выбора, порождением качества Суда, властвующего в нашем мире.

Всевышний управляет миром через медленный линейный процесс, который проходит через затмения, сокрытие Его Царства, осквернения Его великого Имени, беды и страдания, пока не придет к полному исправлению, дню, когда совершенство мира полностью перейдет из потенциального состояния в реальное, и Единство Творца раскроется в мироздании: «И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и Имя Его одно».

Здесь нам раскрывается замечательный принцип: человек, трудясь в этом мире, ставит себя в положение уподобления формы своему Создателю, а ведь это и есть максимальное совершенство человека — уподобиться путям Всевышнего. Праведник своим трудом раскрывает не только свое совершенство — собственную душу и долю в Торе, которые были у него в потенции, но и свет души всех душ. Он раскрывает волю Всевышнего в мире. Праведник очищает не только свое тело, но и все мироздание; он возвышает его своей святостью все выше и выше, пока не приведет к полному исправлению. Такой святой человек объединяет все создания для того, чтобы сделать их них единый инструмент для раскрытия единства и царства Всевышнего в мире.

«И завершил Б-г в седьмой день свой труд, который делал» (Берешит 2:3) — не трудом и не тяжкой работой сотворил Всевышний свой мир (для Него нет никакого труда и работы), но чтобы взыскать со злодеев, уничтожающих мир, весь сотворенный трудом и тяжкой работой, и дать добрую награду праведникам, дающим существование миру, который весь сотворен трудом и тяжкой работой (с нашей стороны сотворение мира кажется трудом). Поразмыслите над этим как следует.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»