Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Освящение Имени Всевышнего
«Он сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!»[117]
На еврейский народ возложено освятить Б-жественное имя возвышенным и трепетным служением. К этому стремился раби Акива: «Все свои дни я с нетерпением ожидал, когда же я удостоюсь исполнить заповедь освящения имени Всевышнего…»[118] Об этом сказал Б-г: «через близких ко Мне Я освящусь и перед лицом всего народа почитаем буду»[119] — все праведные поступки, совершаемые человеком вопреки его естеству, являются освящением имени Б-га. И есть ли пределы награды тому, кто прославляет Царя всех царей, Святого, благословен Он?
«И соблюдайте, и исполняйте (Тору), ибо она — ваша мудрость и ваше понимание перед глазами народов, которые услышат все эти повеления и законы и скажут: однако мудрый и разумеющий этот великий народ»[120]. Данный стих Торы следует понимать так: «И соблюдайте» — изучайте Тору столь разумно, чтобы ваше «и исполняйте» даже окружающим народам дало понимание того, что Тора — Б-жественное Учение, источник мудрости и света. И тогда изучение Торы Всевышнего и возвышенное служение освятят имя Б-га.
Царь Давид учит нас как к этому прийти: «Отведайте и увидите, что благ Г-сподь и счастлив человек, находящий в Нем укрытие»[121]: «Отведайте» вкус мудрости — и «увидите, что благ Г-сподь», и тогда перед вами раскроется насколько «счастлив человек, находящий в Нем укрытие». А тогда и все народы осознают, что Тора — «ваша мудрость и понимание», и это станет освящением имени Б-га. В трактате Йома сказано[122]: «Что говорят люди о праведном человеке? — Счастье тому, кто изучал Тору! Благо его отцу и учителю… О нем говорит пророк: “Он сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!”[123]».
[117] Йешаягу 49:3.
[118] Брахот 61б.
[119] Там же.
[120] Дварим 4:6.
[121] Теилим 34:9.
[122] Йома 86а.
[123] Йешаягу 49:3.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»