Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Материя, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Связь с Творцом, Самосовершенствование
«Праведник верой своей будет жить»[36]
Главное, чего от нас требует Царь мира — воспринять основы веры в совершенном знании. Первая заповедь, которую мы получили на горе Синай, гласит: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[37]. В каждом поколении человек должен помнить: «Тебе дано было видеть, дабы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет другого кроме Него»[38].
Нам необходимо прочно укоренить веру в наших сердцах: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, и нет другого»[39]. Мы видим своими глазами, что постижение каждого принципа знания вместе со всеми его основами приносит покой душе. Это имеет в виду стих Теилим: «Тора Б-га — совершенная, успокаивает душу»[40]. Писание подчеркивает, что речь идет именно о совершенной Торе и о человеке, цельном в своей вере, основанной на принятом по традиции знании, которое служит ему ясными знаками и свидетельствами.
Наши учителя рассказывают, что материя — это завеса, отделяющая человека от Творца, ведь чистая родниковая вода, попав в русло реки, загрязненной нечистотами, и смешиваясь с ними, становится такой же мутной, утрачивая свои прежние свойства. И мы убеждаемся, что даже разрешенные действия, далекие от своей истинной утонченной формы, наносят огромный ущерб, и тем более непоправимый вред причиняет нарушение повелений Торы. Теперь же следует осознать, что вера большинства людей, не опирающаяся на ясное мышление, остается «упрощенной верой глупцов», лишенной какой бы то ни было основы. Мы должны строить свою веру на ясном мышлении, дабы она укоренилась в сердце непреложным убеждением.
Прежние впечатления могут быть очень сильны, и чтобы они не довлели над нами, мы должны приложить все свои силы для исправления своего мышления и просить о помощи благословенного Б-га. Необходимо остерегаться неверных поступков — иначе они соединятся с уже укоренившимся в нас влиянием подобных им действий, совершенных ранее, пробудят его и усилят.
[36] Хавакук 2:4.
[37] Шмот 20:2.
[38] Дварим 4:35.
[39] Дварим 4:39.
[40] Теилим 19:8.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»