Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Рав Эуд Авицедек
Время движется по кругу: шесть дней и суббота, как объяснено выше. Это связано с тем, что заложенное в Творении управление двигается по установленному порядку, начало и конец которого смыкаются в соответствии с принципом «конец действия — в начальной мысли».
Другими словами, все мироздание развилось из начальной точки путем материализации в процессе Шести дней Творения. В конце всего, оно вернется к той же точке. Всевышний сотворил мир для определенной цели. Для нее были созданы время и пространство, и все существующее. Цель эта — раскрытие славы царства Творца, день, когда «будет Г-сподь царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его — одно». В тот день раскроется единство Всевышнего в мироздании, и все мироздание со всем, что его наполняет, вернется к своему корню, чтобы прилепиться к Творцу. Это и есть «день, который весь — суббота».
Процесс этот движется по кругу. Так это выглядит внешне, такова же и его внутренняя суть. В простом смысле, процесс, который движется от исходной точки и возвращается в ту же точку, при этом идет равномерно — «мир действует по его природным законам» — мы называем кругом. Это природное управление, заложенное в законах природы. Его корень — в имени Элоким, которое и является основой Десяти Речений творения мира. Числовое значение (гематрия) имени Элоким равняется числовому значению слова атева (Природа).
«…Устроил Всевышний законы природы и миропорядка так, что они вертятся по кругу постоянно. Так работает природное управление, созданное в Шесть дней Творения… И во все Шесть дней Творения упомянуто только одно имя — Элоким, смысл которого в том, что Он отмерил законы природы и установил мироустройство и естественные явления, их меру и количество в точности и непреложно…» (Мальбим, Берешит 2:1).
Известно каждому верующему, что Всевышний дает жизнь всем объектам мироздания. Жизненная сила каждой реальности — это слово Господа, которое дает ей существование в каждый момент времени, с тех пор, как Речение вывело ее из небытия (см. Нефеш аХаим 3:11). Общий принцип таков: каждый объект стремится вернуться и прилепиться к корню своей жизненной силы, который определяет его внутреннее содержание. Так все мироздание обращается вокруг того внутреннего света, который дает ему жизнь, придает ему смысл; того самого света, который равномерно объемлет мироздание, из которого оно черпает источник своего существования и к которому оно стремиться вернуться и прилепиться. Приведем цитату из святых слов Ор аХаима, над которыми нужно как следует поразмыслить:
«И закончено было небо и земля…» Этот стих — чему он пришел нас научить? Представляется, что можно объяснить его в соответствии с высказыванием Мудрецов: «Всевышний — место мира». Мы также находим, что Он наполняет мир, как сказано: «Вся земля полна славы Его». Таким образом, свет Творца окружает мир и находится в его внутреннем содержании. Нужно понять причину: почему Б-г сделал так? У меня есть традиция от старейшин Торы, что причина, почему Всевышний сотворил мир круглым — чтобы силы его частей распределялись равномерно. Объясняется это так: следует знать, что нет в мире стремления более приятного, любимого, страстно желаемого, особенно для духовной части, знакомой с аспектом Божественного света, — как прилепление к свету Творца. К нему страстно стремится каждая жизненная душа, удостоившаяся хотя бы немного познать наслаждение от света Всевышнего… И ты должен знать, что все, что Всевышний сотворил в Своем мире — создал в нем некий аспект познания и различения в соответствии с уровнем каждого. Говорящие и неговорящие живые существа, растения и неживая природа — есть в каждой из них сила познания, дабы знать Творца в соответствии с его постижением.
Тем самым ты можешь понять, на чем стоит мир, не двигаясь. Посредством Его вожделенного света, который равномерно окружает шарообразное мироздание, и каждая часть окружающего мира усиливается горящим в нем огнем желания приблизиться к всеобщему свету…
Этим — стремлением к Сущему — и стоит мир, и потому сказано в стихе: «И были закончены (другое значение: и стремились) небо и земля и все воинство их…» (Берешит 2:1).
Собирание всего мироздания в этот всеобъемлющий процесс, стремящийся в единстве и однородности вернуться к своему корню, происходит через субботу: «И хотя мы написали… что предстояние миров происходит путем стремления к получению окружающего и прямого света в скрытых… без субботы нет в мире постижения, чтобы познать Творца и устремляться к Нему» (там же).
Суббота есть раскрытие того самого света внутри времени материального мира: «И закончились небо и земля, и все воинство их».
Продолжение следует
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»