Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Умер адмор из Калива… Барух Даян а-Эмэт!

Редакция сайта Толдот.ру с глубоким прискорбием сообщает, что 23 нисана 5779 года (28 апреля 2019) в Иерусалиме в возрасте 96 лет скончался рабби Менахем-Мендл Тауб, адмор из Калива. Барух Даян а-эмет.

На протяжении многих десятилетий рабби Тауб был не только признанным во всем мире лидером хасидизма, но и одним из духовных руководителей всего нашего поколения. Рав Ицхак Зильбер (заца"л) называл его своим Раби.

Рабби Менахем-Мендл Тауб родился в Трансильвании в 1923 году в семье рабби Йегуды Йехилэля Тауба. В 1944 году в возрасте 21 года вместе со всеми своими братьями и сестрами он был отправлен в Освенцим, где его использовали в качестве подопытного в экспериментах над людьми, проводимых нацистским «исследователем» Йозефом Менгеле.

Из Освенцима рабби Менахема-Мендла перевезли в Варшавское гетто, оттуда — в концлагерь Бреслау и наконец — в Берген-Бельзен. Рабби Тауб единственный из всей своей большой семьи остался в живых. В 1947 году вместе с женой он иммигрировал в США, но всегда помнил, что его истинный дом — на Святой Земле. В Израиль они репатриировались в 1962 году, и уже на следующий год в Ришон ле-Ционе раби Тауб основал ешиву Кирьят-Калив.

Всю свою последующую жизнь рабби Менахем-Мендл уделял огромное значение увековечиванию памяти о Катастрофе среди своих многочисленных учеников, за что его стали называть «Адмором Холокоста».

«Тот еврей, который не вспоминает о Катастрофе ежедневно — отрицатель Катастрофы, — говорил адмор из Калива. — И не только потому, что он обязан благодарить и славить Вс-вышнего за явные чудеса, благодаря которым никому не удалось уничтожить еврейский народ, но ради тех уроков, которые преподала нам Катастрофа. Когда я был на волосок от смерти в Варшавском гетто, я сказал “Шма Исраэль!” и попросил Вс-вышнего: Не оставь меня среди мертвых, чтобы я мог повторять “Шма Исраэль!” с живыми. Б-­г спас меня, и с тех пор существует мой бейт-мидраш “Шма Исраэль”, в котором изучение Торы неотделимо от памяти Катастрофы, ее уроков и надежды на спасение еврейского народа».

До последних дней рабби Тауб работал над проектом создания первого в мире религиозного музея Катастрофы, который планируется построить в Иерусалиме, а также над религиозной «Энциклопедией Холокоста». Главная идея обоих проектов — увековечение духовного героизма евреев Европы, не отказавшихся от исполнения заповедей даже в невыносимых условиях нацистского террора.

Рабби из Калива говорил, что существующий музей Катастрофы — «Яд Вашем» — показывает, главным образом, страдания евреев, а религиозный музей будет говорить, в первую очередь, об их духовной силе, о вере, о ежедневном прославлении Имени Вс-вышнего в лагерях смерти.

В последние годы рабби Таубу было тяжело читать, но это не останавливало его и он продолжал работать по нескольку часов в день, диктуя. Рабби Менахем-Мендель Тауб был автором нескольких фундаментальных трудов, среди которых — комментарии на Хумаш, Псалмы, Пасхальную Агаду, шесть томов ответов на алахические вопросы и другие.

Как адмор хасидского двора, Рабби из Калива руководил сетью колелей и ешив, и при этом в течение последних 70 лет много путешествовал по миру, делясь с миллионами евреев своей историей, рассказывая о Катастрофе, призывая читать «Шма Исраэль» в память о погибших. Рабби Тауб активно занимался приближением евреев к вере своих отцов, выступая перед самыми разношерстными аудиториями — от профессоров до полицейских.

Одна из инициатив рабби Тауба — программа под названием «Бар би рав дехад йома», которая некоторое время назад работала по всему Израилю и включала в себя «Дни Торы» и семинары для широкой публики.

Хасидские фарбренгены, семинары и мероприятия, посвященные памяти жертв Катастрофы, Ребе часто завершал традиционной песней каливских хасидов «Сол о кокош мар». В начале XIX-го века основатель хасидской династии Калив рабби Ицхак Айзек Тауб (ученик раби Элимелеха из Лиженска) услышал, как поет эту песню простой пастух и превратил ее в аллегорию, в которую вложил все те чувства, которые испытывает еврейский народ в ожидании Машиаха: ожидание, вера, тоска, терпение, страдание, надежда… Последнюю строку пели вместе с Рабби Менахемом-Мендлом все слушатели на иврите: «Да будет восстановлен Храм и да наполнится град Сион сынами Израиля…»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»