Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, 39 мелахот, Растения, Запреты в Субботу, Лекарства
66. Пользоваться лекарствами в субботу разрешено не во всех случаях. Законы, связанные с лечением и медицинским уходом, многочисленны и требуют специального изучения.
В случае ״פקוח נפש״ — «пикуах нефеш» — опасности для жизни и даже при малейшей вероятности, что такая опасность существует, можно и нужно делать все необходимое для спасения больного, в том числе действия, запрещенные в субботу — млахот.
67. В субботу нельзя лазить на деревья или использовать их для чего-либо, например: вешать или снимать с них вещи, взбираться на лестницу, опирающуюся на дерево и т.п.
На кол, вбитый в дерево, также нельзя вешать вещи, однако если на нем висит сумка, то можно вложить вещи в нее или вынимать их оттуда, не снимая самой сумки. Вещи, которыми обычно пользуются в субботу, не вешают на дерево перед ее наступлением из опасения, что могут по ошибке снять их в субботу.
68. Можно дотрагиваться до дерева в субботу, или слегка опираться на него, если при этом оно не качается. Однако нельзя облокотиться на дерево с силой. Ослабевшему человеку опираться на дерево нельзя, так как он тем самым пользуется им.
69. Как уже было упомянуто выше, закон 5, пункты 1-5, запрещено совершать в субботу все млахот, связанные с уходом за растениями и полем, как например: пахать, сеять, поливать, окапывать, пропалывать, собирать плоды, срывать травы, листья и ветви, опылять, покрывать теплицы и т.д. Цветочный горшок, не стоящий на земле, нельзя перенести на почву.
70. В субботу не рекомендуется есть в саду, если при этом пользуются водой, чтобы не брызнуть ею на землю: изливание воды на землю в субботу является запрещенной Торой млахой.
Можно в субботу ступать на траву, но, если она высокая, нельзя бегать или быстро ходить по ней, чтобы не вырывать ее при этом.
71. Опавшие в субботу с дерева плоды нельзя есть и даже трогать до ее исхода, а поэтому все плоды, которые найдены в субботу в саду или под деревьями, нельзя трогать, так как, возможно, они опали в субботу. Можно подбирать по одному и есть плоды, о которых известно, что они опали до субботы (при этом надо выяснить законы в отношении «трумот» и «маасрот» в этом случае, см. ниже, глава 37-я), но нельзя собирать их вместе, так как это будет нарушением запрета «собирать в снопы» (מעמר) — см. выше закон 5, пункт 4.
72. Нельзя в субботу ставить цветы в воду, а также менять или доливать воду в вазу, в которой они стоят.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»