Из цикла «Уроки Знания», темы: Мудрецы, Мудрость, Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Рав Маариль Блох
Невозможно обрести мудрость поверхностно изучая Тору. Такой подход помогает понять лишь материю знания. Необходимо углубиться и проникнуть в «душу» каждого знания, осознать его форму. А к этому ведет лишь один путь — прислуживать мудрецам Торы, как можно глубже постигая причины и соображения, лежащие в основе Закона.
Каждый, чье сердце чувствительно, будет поражен: сколь богато содержанием любое высказывание наших мудрецов! Какой совершенный и глубокий подход к пониманию мудрости в ее истинном виде они нам раскрыли в одном-единственном выражении: «прислуживание мудрецам»! Они отметили, что для изучения Торы и постижения ее мудрости недостаточно лишь поместить ее законы в память. Тору не изучают так же, как науки. Б-жественное Учение отличается от законов естествознания тем, что содержит в себе удивительные сокровища: в Торе заложена тайна всего мироздания, вся вселенная до самых дальних пределов, все миры, расположенные друг над другом согласно Б-жественному замыслу. И нет никакого другого способа обрести Знание Торы, кроме как прислуживая ее мудрецам.
Именно поэтому у нас в ешиве не может быть «установленной программы» изучения святой Торы, подобной существующим программам по математике и другим дисциплинам. В науках есть неизменные законы и установленные правила. Но Б-жественная Тора, дарованная Свыше, подчиняется скрытым от нас принципам. Как же мы сможем внести в ее изучение правила и определения, соответствующие нашим понятиям, и надеяться, что они приведут нас к постижению Б-жественного Учения? Кто сможет предвидеть, где в Торе его ожидает неожиданное открытие, к которому стремится его душа; сумеет ли он точно рассчитать и выстроить лестницу, ведущую к истинному постижению Торы, и подниматься по ней?
Мелководное течение на ровной поверхности легко ограничить и направить в любую сторону. Но если вода с силой бьет вверх из глубокого подземного источника, ее уже невозможно ограничить руслом или отклонить в сторону. Едва пытаешься проложить ей путь в одном направлении, как она прорывается в другом. То же самое относится и к мудрости Торы, которая глубже моря: ее невозможно ограничить рамками и изучать каким-то определенным образом. У нас нет измерительных инструментов, которыми мы смогли бы точно просчитать пути и способы изучения Торы и постижения ее мудрости.
Если человек прислуживает мудрецам Торы и, пребывая в пыли их ног, задумывается над каждой составляющей их жизни и пытается понять и перенять их поступки, — только тогда он может постичь мудрость Торы. Поэтому раби Йоханан сказал от имени раби Шимона бар Йохая[12]: «Прислуживание Торе более значимо, чем ее изучение, как сказано: “Здесь Элиша, сын Шафата, который омывал водой руки (пророка) Элиягу”[13]». Чтобы постичь мудрость и тайны Торы, недостаточно изучать ее, лишь вслушиваясь в слова, исходящие из уст учителя. Тора «понимается сердцем», связанным с душой человека и его духом. А это невозможно выразить словами, обращенными к ученикам. Только когда ученики все свое время проводят рядом с учителем, они могут воспринять мудрость его сердца. Только тогда они ощутят и прочувствуют соображения и причины, лежащие в основе Закона. Главное в изучении Торы — то, что хранится в сердце мудреца и не передается словами.
Сказали наши мудрецы: «О какой награде сказано, что “ничей глаз ее не видел?”[14] О вине, хранящемся в виноградинах с Шести Дней Творения» [15]. В святых книгах разъясняется, что эта награда — истинное понимание Торы ясным разумом и проницательным сердцем. «Вино Торы» хранится для Грядущего мира с Шести Дней Творения, и только тот, кто удостоится отведать его, поймет истинный смысл Торы и ощутит ее сладость.
Да, действительно, это вино хранится для Грядущего мира и предназначено для тех, кто удостоится в нем удела. Однако следует знать, что и сегодня, располагая лишь нашими ограниченными понятиями и способностями, каждый изучающий Тору, должен ощущать подобие вкуса «вина», воплощенного в ее словах. И это главное!
Различить этот аромат помогает лишь прислуживание мудрецам. Только при непосредственном общении с ними можно понять основы Закона и проникнуть в сокровенный смысл изученного. А это необходимо для того, чтобы Знание проникло в сердце ученика и он ощутил вкус «вина» Грядущего мира.
Этого должен желать каждый, изучающий Тору, к этому он должен стремиться и знать, что это возможно! Чтобы изготовить вино, необходимо много трудиться, выжимая виноград. Так же и при изучении Торы. Когда человек прислуживает мудрецам, прилагает все свои усилия и углубляется в каждую подробность, стараясь постичь ее истинный смысл, изученное проникает в его сердце, Знание укореняется в нем, и душа проникает в истинную суть Торы. Благо тому, кто удостоился этого!
[12] Брахот 7б.
[13] Млахим (II) 3:11.
[14] Йешаягу 64:3.
[15] Брахот 34б.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»