Темы: Недельная глава, Моше, Злословие, Деньги, Пкудей, Мишкан, Рав Бенцион Зильбер, Воровство
Глава Пкудей заканчивает книгу Шмот и рассказывает о том, как установили Мишкан, а также, до этого, об изготовлении одеяний коэнов и первосвященника (коэна гадоля). В начале главы Тора говорит об отчете, который Моше дал еврейскому народу: он отчитался за материалы, которые были пожертвованы на строительство Мишкана. Золото, серебро, медь — сколько пришло и на что ушло.
Мидраш разбирает, почему Моше дал этот отчет. И говорит: Моше был праведником, Б-г ему доверял, на его делах было благословение, но все-таки он позвал других людей и с ними сделал расчёт, как написано, с помощью Итамара («Вот счета по скинии... сведенные по повелению Моше трудом Левитов под руководством Итамара» — Шмот 38:21). Вы знаете, что перед наступлением месяца адар каждый еврей давал полшекеля, а в Храме с первого нисана начинался новый финансовый год.
Что значит «новый финансовый год»? Постоянные общественные жертвы приносили только из тех денег, которые внесли на этот год. Что делали с оставшимися деньгами? Мишна в трактате «Школим» говорит, что с ними делали: использовали для Храма, но не для постоянных жертв. Например, приносили жертвы, когда жертвенник пустовал — никто не приносил добровольные жертвы.
А постоянные общественные жертвы приносили именно из этих новых денег. Была специальная комната, в которую помещали деньги, и она была закрыта. Туда посылали человека, когда надо было взять деньги. Так мишна в трактате «Школим» описывает, как это происходило.
Тот, кто входил, чтобы взять деньги, входил в одежде без подкладки и без пояса. Без подкладки, потому что туда можно что-то положить. В поясе, вы знаете, иногда бывает пустое место и туда тоже можно что-то положить. Далее в мишне говорится, что он входил без обуви. Вы понимаете, что и в обувь можно что-то положить. Он входил туда без брюк. Но ведь и в рот можно что-то положить, так он должен был все время говорить: «Я беру сейчас, я сейчас вынимаю и т. д.». Когда человек говорит, он не может ничего оставить во рту.
Зачем всё это? Материальное положение человека не всегда одно и то же. Иногда он может стать богаче, а иногда беднее. Если он станет богаче, то люди скажут: «Смотри, понятно, как он разбогател, ясное дело — он вошел, и, понятно, что-то прилипло». Если он обеднеет, то люди скажут: «Видите, ворованные деньги не идут впрок — воровать ни у кого нельзя, а из Храма тем паче!»
Мидраш говорит: как человек должен быть чист перед Б-гом, так он должен стараться быть чистым перед людьми. Сказано: «будьте чистыми перед Б-гом и перед еврейским народом» (Бемидбар 32:22). Мидраш сообщает, что была еще причина, по которой Моше дал отчет. Он услышал, что есть насмешники, которые говорят: «Смотри, всё прошло через Моше, наверное, что-то прилипло!»
Мидраш приводит еще один интересный момент. Сказано в главе «Ки тиса»: «и смотрели вслед Моше» (Шмот 33:8) — там были разные люди. Одни смотрели и говорили: «Ой, какого уровня может достичь человек — Б-г с ним говорит, спускается облако, когда он входит. Насколько человек может вырасти». А были и люди, которые говорили совсем в другом тоне: «Смотри, какая жирная шея, какие жирные ноги, это всё за наш счет — он ест наше, он пьет наше». Многие восхваляли Моше, а некоторые — наоборот: «Человек, который занимается строительством Мишкана, у которого такое количество серебра, золота, — что ты хочешь: чтобы он не разбогател? Ты не понимаешь?!»
Я просто перевожу, что мидраш говорит. Возникает вопрос: допустим, были люди, которые так говорили о Моше. Но скажите, приводить это в мидрашах — добавляет уважения к Моше или нет? Я думаю, что не добавляет. А почему же мидрашим все-таки это сохранили и передали нам?
Говорят, объяснение простое. Приходят новые поколения, и в каждом есть свои «критики». Мидраши специально нам передают то, что люди того поколения говорили о Моше. Если кто-то в будущих поколениях услышит, как критикуют больших раввинов — современников, высказывают различные подозрения, пусть не подумает: раз подозревают, значит, что-то было, как говорят, нет дыма без огня и т. д. Чтобы люди знали: это не новое явление, о Моше тоже так говорили. Поэтому теряться из-за этого не надо. Ради этого мидраши сохранили эти сведения и передали нам.
Мидраш говорит следующее. Сказал Моше: «Знаю я, что евреи умеют находить претензии. Я отчитаюсь им за всю работу по строительству Мишкана». Моше отчитывался, чтобы не было подозрения. Сказал, сколько он принял золота и на что использовал, сколько принял серебра и на что использовал, сколько принял меди и на что использовал.
Интересно, насчет золота сказано только, что Моше сделал с ним. А о серебре написано, на что ушел, как говорится, каждый шекель. Всего серебра было 100 кикар и 1775 шекелей. Почему именно такое количество? Очень просто: люди дали по полшекеля каждый. Всего евреев от 20 до 60 лет было 603550 человек, вы можете сами посчитать: разделите на 2 — получится 300000 — и прибавьте 1775. Один кикар — это 3000 шекелей. 300000 шекелей — это 100 кикар.
И было в Мишкане как раз 100 адоним — подножий. Как это 100 подножий? Очень просто. Было всего 20 столбов (кольев) с севера, 20 с юга, а с запада было 6 и еще 2 по углам — 8. Значит, 48. У каждого столба было по два подножия — 48 на 2 — 96. Кроме того, была завеса, отделяющая Святая святых от внешнего помещения, и там было 4 столба. Но там было одно подножие на каждый из столбов. 96 плюс 4 —100. Было 100 подножий, каждое по одной кикар.
Мидраш говорит: когда Моше отчитывался об этом, он забыл, куда ушли эти 1775 школим. Он растерялся — что сейчас будет, сейчас евреи скажут: «Ты не знаешь, куда это ушло, значит, наверное, что-то прилипло». Он боялся, что так скажут. Он молился, чтобы Б-г «сделал ясным его зрение». И, подняв глаза, Моше увидел крючки. И вспомнил, что на эти вот крючки и покрытие верха столбов ушли эти деньги.
Интересно, когда читают Тору, то слова «тысяча семьсот семьдесят пять шекелей» (Шмот 38:25) произносят с более сильной интонацией. Моше очень обрадовался, что вспомнил, куда они ушли, благодарил Б-га, что Он помог ему вспомнить. Это очень важно: человек, который работает с обществом и принимает от общества деньги, должен так себя вести, чтобы не было подозрений. А если возникают подозрения — дать отчет обществу, что на что пошло.
Рав Залман Сороцкин зацаль задает интересный вопрос. В нашей главе приводится отчет Моше. А вот когда делали золотого тельца, просто написано, что принесли разные украшения и т. д. И нигде не сказано, что кто-то отчитывался, сколько золота на это ушло. Даже странно: принесли много украшений, а вышел теленок. Должен был выйти большой бык или пара быков. Но, по-видимому, золото где-то «просочилось» по дороге.
Так случается и в обычной жизни тоже. Если деньги идут на что-то не по Торе, то уходит миллион или больше — и никто не требует отчитаться, на что и почему так много денег. А когда деньги идут на исполнение заповедей, то требуют подробнейшего отчета. Обратили на это внимание? Обратите внимание и посмотрите. Когда на университеты, театры, стадионы уходят миллионы и миллиарды, никто не требует отчитаться, а когда деньги идут на ешивы, необходимо ответить за каждую копейку.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»