Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, Еда, 39 мелахот, Запреты в Субботу
17. Нельзя в субботу выжимать сок из фруктов и овощей. Этот запрет распространяется как на приготовление пищи, так и на процесс самой еды. Так, когда едят очень сочные фрукты (например, грейпфрут), надо остерегаться, чтобы намеренно не выдавить из них сок. Во многих случаях даже и сок. натекший в субботу из плодов сам по себе, запрещен к употреблению в течение этой субботы.
18. Запрещено также выжимать сок из фруктов или овощей и в жидкую пищу, однако можно выжимать непосредственно в твердую
пищу, с которой сок смешивается и способствует улучшению ее вкуса и других качеств, при условии, что выжимают рукой, а не соковыжималкой.
Существует мнение, что нельзя выжимать маслины и виноград даже и непосредственно в твердую пищу, однако основным является первое мнение.
19. Можно выжимать овощи или фрукты, которые были законсервированы в рассоле или в уксусе с целью улучшить таким образом вкус выжимаемых овощей, а не для того, чтобы воспользоваться их соком.
20. Запрет выжимать относится к ав млаха «молотить» (דש) — см. выше закон 5, пункт 5. Эта млаха включает также запрет молотить зерно, чистить бобы (если их стручки непригодны в пищу), а также запрет доить.
Дозволенные в субботы способы доения (ручного и машинного) зависят от многих деталей, и тот, кто держит дойных животных, должен получить конкретные указания сведущего в законах человека.
21. Запрещено молоть продукты в субботу. Размельчение продуктов путем раздавливания, толчения, разрезания на мелкие куски и т.п. включается в эту млаху (см. выше закон 5, пункт 9). Поэтому не следует нарезать овощи и фрукты в субботу слишком мелко. Вареные фрукты и овощи не относятся к этому запрету, поэтому, если они были хорошо разварены, можно мять их вилкой.
22. Нельзя молоть также и несъедобные материалы, например, размельчать комок земли, пилить дерево с целью использовать опилки и т.п.
23. Нельзя крошить в субботу лед или снег, с тем чтобы превратить их в воду, но можно класть лед в напитки. Разрешается разбивать лед. чтобы использовать воду под ним.
24. Месить в субботу запрещено. Под этой млахой подразумевается смешение жидкости и сыпучих или твердых материалов (не только продуктов питания) в одну массу. Нельзя месить тесто, размешивать что-либо с маслом или медом: мешать землю или цемент с водой и т.п. (см. выше закон 5, пункт 10 в млахе «месить»(לש).
25. Если жидкость, смешиваясь с сыпучими или твердыми материалами, превращается вместе с ними в одну массу, то запрещено даже соединять их, не размешивая.
Приготовление кофе, растворимого детского питания не включается в этот запрет.
26. Запрещено помещать в субботу овощи в уксус или рассол с целью их замариновать. Нельзя добавлять соль в те овощи, которые обычно маринуют, например: огурцы, лук и т.п. Однако, если сразу после добавления соли их поливают маслом или другой приправой, то солить их разрешается. Можно также окунать в соль каждый кусочек в отдельности непосредственно перед тем как его есть.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»