Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Следует тщательно проверить перед омовением рук, не пристало ли к ним что-либо липкое, полностью ли они чисты, чтобы не было никакого препятствия доступу воды к коже

Омовение рук и благословение ״המוציא״ — «Амоци» — на хлеб

1. Перед тем как есть хлеб, омывают обе руки по описанным ниже законам. Халы, питы, булочки, бублики, маца и т.д. — считаются хлебом, и перед тем как их есть, следует омыть руки и благословить.

Евреи восточных общин произносят на изделия из теста, замешанные с сахаром, которые отличаются выраженным сладким вкусом, а также на мацу благословение ״בורא מיני מזונות״, после еды в таких случаях произносят браху «על המחיה»

2. Если человек собирается съесть во время трапезы хлеба меньше, чем объем «кевейца»(״כביצה״ — см. таблицу мер), он омывает руки, не благословляя ״על נטילת ידים״. Даже если предполагают съесть хлеба объемом меньше, чем «кезаит» (״כזית״ — см. таблицу мер),

следует омыть руки, но не произносить ״על נטילת ידים״.

Браху ״המוציא״ на хлеб (а также и любую другую из бирхот анеенин), произносят вне зависимости от объема хлеба (или другого благословляемого продукта), который имеют ввиду есть.

Омовение рук

3. Омывают руки из сосуда. К нему предъявляется ряд требований: сосуд должен вмещать не менее ״רביעית״ — «ревиит» воды (см. ниже), быть целым, его верхний край —ровным без изъянов,

4. Следует тщательно проверить перед омовением рук, не пристало ли к ним что-либо липкое, полностью ли они чисты, чтобы не было никакого препятствия доступу воды к коже.

Женщины должны снять кольца перед омовением.

5. Выливают воду на всю кисть до запястья, сначала омывают правую руку, а затем левую. Стоит омыть каждую руку водой объемом «ревиит» непрерывной струей (объем «ревиит» по Хазон Иш — 150 см3. а по мнению раввина Хаим Наэ — 86 см3), т.к. при меньшем количестве воды нужно соблюдать многочисленные правила омовения рук.

Если воды достаточно, то омывают каждую руку по два раза, выливая каждый раз ревиит воды. Надо остерегаться, чтобы омытая уже рука не коснулась еще неомытой.

6. После омовения произносят благословение:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם אשר קז־עזנו במצוותיו וציונו על ?טילת ידים״

после чего вытирают руки, что тоже является частью мицвы омовения рук.

7. Если рука забинтована и нет возможности снять повязку, то надо омыть открытую часть руки, вылив на нее «ревиит воды». Если повязка упала во время еды, надо вторично омыть полностью всю руку.

Если человек не в состоянии омыть хотя бы часть руки (из-за болезни или раны), он должен перед едой обернуть эту руку салфеткой и т.п.

8. Вода, вид (цвет) которой изменился из-за каких-либо попавших в нее посторонних предметов или жидкостей, негодна для омовения. Однако вода, замутненная песком или землей, пригодна для омовения, даже если изменился ее цвет.

Вода, уже использованная каким-либо образом, например, для мытья посуды, овощей, для охлаждения напитков и др., не годится для омовения рук. Тот. кто вышел в туалет до еды, должен омыть руки дважды: первый раз таким образом, который не подходит для омовения на хлеб, сказать браху ״אשר יצר את האדם״, и второй раз — омыть руки так. как полагается перед едой, и благословить

.״על נטילת ידים״

По мнению Хазон Иш. в таком случае надо омыть руки лишь один раз — так, как полагается перед едой, сказать браху ״על נטילת ידים״, а затем — ״אשר יצר״.

Благословение ״המוציא״

9. Нельзя разговаривать или отвлекаться на что-либо с момента омовения рук и до тех пор. пока не отведан хлеб.

Вытерев руки после омовения, надо сразу же произнести ״המוציא״ и начать есть. Следует избегать большого перерыва между

омовением рук и этим благословением, даже если в это время не разговаривают.

10. Держа хлеб, произносят:

״ברוך אתה ה׳ אליקיני מלך העולם המוציא לדזם מן האךץ״

Держать хлеб во время благословения надо всеми десятью пальцами.

Мицва поставить соль на стол, за которым едят хлеб.

11. Для того, чтобы браха относилась к цельному или по возможности к большему продукту, его не разделяют на части перед благословением. Поэтому, надрезая хлеб до брахи ״המוציא״, чтобы сократить перерыв между благословением и началом еды, не разнимают его на отдельные куски. В субботу и праздники не надрезают хлеб до благословения, как сказано ниже в законах о субботе (глава 17-я, закон 18).

12. Браха ׳׳המוציא״, сказанная на хлеб в начале еды, освобождает от дальнейших благословений все остальные виды еды• и питья, которые подаются во время этой трапезы. Отдельно за едой благословляют только вино (произнося браху ״בורא פרי הגפן״) ввиду его особой значимости, а также различные десерты, подаваемые после основных блюд (делая на каждый их вид соответствующую браху). К основной части трапезы относятся те виды пищи, которые насыщают человека: мясо, рыба, яйца, овощи, творог, каши и т.д. Иногда сложно определить, относится ли данное блюдо к основной части трапезы — и потому не требует благословения, или к десерту — и тогда его надо благословить.

Законы, которые следует соблюдать во время трапезы

13. Во время трапезы нельзя дотрагиваться до тех мест тела, которые, как правило, покрыты одеждой, в соответствии с законами скромности, а.также до корней волос на голове. Дотронувшись же, или вернувшись из туалета, а также в случае, если человек отвлекся и не имел в виду сохранить руки в чистоте, надо вновь омыть их.

Во время еды не разговаривают, чтобы пища не попала в дыхательные пути. Но в перерывах между блюдами — мицва заниматься Торой.

В «Шулхан Арух» приводятся многочисленные законы, касающиеся достойного поведения во время трапезы, предостережение от пренебрежительного отношения к пище и т.д.

14. Во время еды не следует выходить за порог дома, даже собираясь затем вернуться и продолжить еду.

Этот закон содержит много деталей, например: как должен поступить тот, кто оставил место трапезы; в каких случаях разрешается его покинуть и т.д. Правила меняются в зависимости от того, едят ли хлеб или лишь печенье, фрукты и т.п.

Если несколько человек начали есть вместе, и затем часть из них оставила место еды, а часть (или даже только один человек) остались на своем месте, то вышедшие не должны заново произносить браху на эту еду, когда они вернутся, так как в подобном случае считается, что перерыва в еде не было.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»