Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В субботу на этой неделе будут читать главу Ваелех. Речь Моше перед еврейским народом, произнесенная им на сороковом году пребывания евреев в Синайской пустыне и продолжавшаяся месяц и неделю, подходит к концу. Слова, приведенные в главе Ваелех («И пошел»), Моше произнес в последний день жизни, седьмого адара. Б-г является Моше и Йеошуа и велит Моше записать в Тору песнь о сынах Израиля и научить ей евреев (сама песнь приводится в следующей главе — Аазину). На следующей неделе будет Йом-Кипур — наиболее святой день у еврейского народа. В этот день запрещено делать работу, как в шабат, и в этот день мы постимся: не едим и не пьем.

Возможность тшувы — дар Всевышнего человеку. Удивительная возможность полного обновления существует только в духовном мире. Вообразите, что вы разбили прекрасный хрустальный кубок. Вы глубоко сожалеете об этом. Вы говорите: всем сердцем я раскаиваюсь в том, что сделал, и впредь беру на себя обязательство всегда быть очень осторожным. Превратятся ли осколки снова в кубок? А дурной поступок, в котором человек раскаивается, стирается из «истории» его души так, как будто его никогда не было. Рав Эльхонон Вассерман зацал задал интересный вопрос. Если тшува — возможность исправить дурные действия — это особый подарок Б-га, то как понять гемару в Кидушин 40 б, где сказано: если человек совершал мицвот, а потом говорит: «Как жалко, что я это делал. Зачем мне понадобилось это делать?», он теряет свои заслуги за эти добрые дела. Это уже определённо мера Правосудия, а не подарок от Б-га. Почему же возможность тшувы — это именно подарок Б-га? Почему с нарушениями это не работает так же: если человек сожалеет о нарушениях, которые совершил, он теряет свою связь с ними?

Мне кажется, что можно ответить на это очень простым и ясным примером. Давайте сравним это с материальными приобретениями человека. Он трудился, заработал большие деньги, выстроил красивый дом, купил хорошую машину, красивую мебель и т.д. И в один прекрасный момент этот человек говорит: он не хочет иметь никакого отношения к своему имуществу! Он может объявить его ничейным, имеет полное право на это. То же самое и с духовными приобретениями: человек, который сожалеет о совершённых им добрых делах, теряет свою связь с ними. По-видимому, его добрые дела не «теряются», а переходят в общую копилку еврейского народа. А он лично теряет своё право на них. А нарушения можно уподобить чему-то совсем другому... Человек крушил всё вокруг, бил окна, ломал мебель, взрывал машины, поджигал и разрушал, набирал ссуды в банке и у частных лиц и т.д. В один прекрасный день он заявит: я не хочу иметь никакого отношения к ущербу, который причинил, и к долгам, которые набрал! Естественно, никто серьёзно к такому заявлению не отнесётся. Ущерб надо возмещать, а долги возвращать…

То же самое — и с нарушениями, которые человек совершает в духовной сфере. Согласно мере Правосудия, прошлое невозможно исправить. Особый подарок Б-га — что Он принимает наше исправление — сожаление о прошлом и решение не поступать так в будущем. Б-г засчитывает нам «аннулирование» желания как «аннулирование» самого действия! Мы сейчас находимся в середине особого периода — десяти дней, отделяющих Рош а-Шана от Йом-Кипура. Это десять дней возвращения к Б-гу. В эти дни Б-г особенно близок к нам. Исправление лучше принимается в эти дни. Да в эти дни есть и особая сила, особый потенциал исправления, особая духовная атмосфера в мире, помогающая нам исправить и изменить свои действия. Намного большей особой силой обладает Йом-Кипур. Это ощущают даже евреи, далёкие от соблюдения мицвот. Большинство евреев Израиля постятся в Йом-Кипур, на дорогах не видно машин. Сила этого дня — изменение и исправление. Как замечательно каждый из нас может её использовать!

Рассказывают, когда основывали поселение Петах-Тиква (в 1878 году; оно было основано богобоязненными евреями), территорию приобрели следующим образом. Карт и чёткого размежевания не было, поэтому договорились так. Араб, тогдашний владелец этой земли, сказал: за сумму, которую я получаю, ты приобретаешь участок земли, который сможешь обойти, начиная с раннего утра и до захода солнца. Рав Йеошуа Штемпфер — покупатель — в тот день помолился очень рано и отправился в путь с восходом солнца. Араб-продавец ехал рядом на осле. Рав быстро шагал, дорог там не было, он шел по пересеченной местности, поднимался на холмы, спускался в овраги, продирался через кусты и т.д. Солнце нещадно палило, пот заливал глаза, но рав не останавливался ни на секунду. А он тогда был уже немолодым человеком. Люди пытались с ним заговорить, но он не отвечал. Продавец устал и попросил остановиться передохнуть, но рав не ответил и ему. Когда солнце уже заходило, рав из последних сил побежал и с заходом солнца упал в обморок от усталости. Вся эта терр итория перешла к нему и ко всему поселению Петах-Тиква…

Поучимся у этого человека, как использовать оставшиеся нам дни и сам особый день — Йом-Кипур.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»