Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Коэны[1] всегда были ответственны за службу в Храме. Уже во времена Аарона был совершен особый ритуал посвящения, после которого каждый коэн ввиду своей особой святости принимал на себя специальные ограничения и, в тоже время, получал много привилегий. И даже в наше время, в отсутствие Храма, коэна первым вызывают к Торе, дают ему первому произнести благословения, выбрать лучшую часть при разделе имущества и т.д..

1. У каждого еврея есть заповедь уважать коэнов, и как сказано в Торе в отношении коэнов: «И освящай его, ибо хлеб Бога твоего приносит он (в жертву), свят пусть он будет для тебя, ибо свят Я, Господь, освящающий вас» («Ваикра», 21:8). Выражать это нужно не только действиями, но и словами. Во всем, что касается Торы и святости, коэны имеют право первенства. Поэтому всегда перед особой церемонией или произнесением благословений (например, на свадьбе или брит-миле) нужно выяснить, есть ли среди присутствующих коэн, и если есть — оказать ему соответствующий почет.

2. Даже коэн, который получил увечье, и поэтому не может служить в Храме, не теряет своего особого статуса. Так что и к нему тоже необходимо относиться с уважением. Вопрос остается только относительно совсем юных коэнов (до 13 лет). Мнения мудрецов последних поколений разошлись в данном вопросе, поэтому желающим избежать сомнения, следует проявить особое уважение и к маленьким коэнам.

3. Коэн, который женился на запрещенной ему женщине, теряет свою прежнюю святость и, соответственно, все привилегии коэна. Вернуться к службе он сможет только после того, как разведется с ней и полностью раскается.

4. Если человек нашел на улице две вещи, одна из которых принадлежит коэну, а вторая — левиту, в первую очередь нужно вернуть то, что потерял коэн. В таком случае на первом месте стоит коэн, на втором — левит, на третьем — исраэль (обычный еврей), и на последнем — мамзер (рожденный от запрещенной связи — например, рожденный замужней женщиной не от ее мужа). То же касается и заповедей выкупа пленных и цдаки. Точно также в благословениях до и после трапезы необходимо отдать предпочтение коэну, а в отсутствие коэна у левита есть предпочтение перед исраэлем. Но эта иерархия сохраняется лишь в том случае, если они равны по степени знания Торы. Если же этот коэн неуч, а другой человек — мамзер, но при этом — мудрец Торы, ситуация в корне меняется: в таком случае мамзер-мудрец Торы на первом месте.

29 февраля — 29 августа

5. Если среди присутствующих есть коэн, необходимо ему первому предложить сказать дварТора (принято, что во время трапезы просят одного из присутствующих рассказать толкование из Торы) или выступить на общественном собрании.

6. Если происходит раздел какого-то имущества, и каждому нужно взять свою часть, коэну предоставляют возможность выбрать первому, даже если речь идет о равных частях.

7. Коэн может отказаться от некоторых привилегий, если считает, что рядом с ним находится более достойное лицо. На больших трапезах, организованных в честь брит-милы или свадьбы, коэн может отказаться от своего права благословлять первым в пользу другого человека. Но к чтению Торы в любом случае первым вызывают только коэна, а за ним — левита.

8. Если нет особой необходимости, коэна не просят нести вещи или подавать на стол, тем более, если это связано с нечистой работой. Однако если коэн захотел оказать помощь по собственной инициативе, в этом нет запрета.

Есть мнение, что мехила (законная уступка коэна, соглашающегося выполнить ту или иную работу, не имея никаких претензий) относится только к той ситуации, когда у него есть какая-либо выгода от выполняемой работы, например, если он получает за нее деньги, или когда к нему обращается близкий человек, которому он всегда рад помочь. Изначально желательно следовать этому мнению.

9. По мнению некоторых знатоков закона Торы, тот, кто просит коэна-неуча выполнить ту или иную работу, не нарушает повеление «уважать коэнов». Но и в данном случае не допускается привлекать его к участию в грязной работе (например, собрать мусор и выбросить его).

По возможности, данным правилом следует руководствоваться и в отношении маленького коэна, который не достиг тринадцати лет. Но сам коэн всегда может попросить другого коэна помочь ему перенести вещи или выполнить другое поручение.

10. Тот, кто пренебрегает коэном или позорит его, нарушает повеление «освятить его». Все те, кто выслушивают сплетни о коэне, сами распространяют их или оскорбляют и, тем более, бьют коэна, тоже нарушают этот запрет. Известно также, что оскорбив коэна, обидчик платит больший штраф, чем за оскорбление левита.

11. Перед благословениями на молитве левиты всегда помогают коэнам омыть руки, и это считается мицвой, даже если коэн — неуч.

12. Заповедь уважать коэна не ограничена временем или местом. Все евреи обязаны уважать и поддерживать потомков Аарона даже после разрушения Храма. Необходимо приучать к этой заповеди и детей, рассказывая им о Храме и особом статусе коэнов.


[1] Потомки колена Леви были избраны для служения в Храме, самая важная часть служения, связанная с корбанот (т.н. жертвоприношениями) досталась коэнам — священникам, потомкам Аарона, брата Моше. Коэнам Тора предписывает соблюдать особые правила святости.

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»