Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все время, пока память о предшествующем желании еще жива, его «жизненность» продолжается. Но после достижения, когда достигнутое уже принадлежит человеку на постоянной основе, желание исчезает и его предмет «умирает».

Два этих аспекта в определении души — «желание» и «покой» — разделены между двумя мирами. Суть этого мира — «сегодня исполнять их», а Будущий мир предназначен для того, чтобы «завтра получать за них награду». В этом мире сильнее проявляется аспект желания в душе. Здесь осуществляется «и стал человек душой живой» (Берешит 2:7) в аспекте желания, а покой наступает только после завершения работы, поэтому только там возможна жизнь в форме «отдыхал».

Проверим, как мы воспринимаем нашу жизнь. «Желание» нам ближе: когда мы хотим чего-либо, мы идем за этим, добиваемся его, и тогда мы «живы». Таким образом, мы воспринимаем душу в аспекте «желания»; именно в нем осуществляется для нас «и стал человек душой живой», но мы не можем ощутить аспект «отдыха» в жизни — «покой», заложенный в душе. Достигнув желаемого, человек очень быстро перестает ощущать достигнутое «жизнью».

Все время, пока память о предшествующем желании еще жива, его «жизненность» продолжается. Но после достижения, когда достигнутое уже принадлежит человеку на постоянной основе, желание исчезает и его предмет «умирает»[1]. Оно может «агонизировать» быстрее или медленнее, но когда-нибудь обязательно умрет окончательно. Человек может потратить десятки лет на достижение чего-либо, а достигнув, очень быстро перестать понимать, зачем ему это вообще было нужно.

Причину этого мы находим в словах мудрецов: «“Сегодня исполнять” (Дварим 7:11) — сегодня исполнять их, но не завтра исполнять их, сегодня исполнять их, но не сегодня получать за них награду» (Авода Зара 3а). «Живая душа» в аспекте желания — это образ жизни «сегодня исполнять» их. Но достигнуть насыщения в этом мире душа не может, здесь она не может «жить» в аспекте покоя, когда покой и станет самой жизнью.

То, что сам образ жизни может быть иным — «покоем и отдыхом», для нас «большая новость». В этом мире желание — главная суть и смысл жизни. Но в Будущем мире жизнь — это покой и слава. Такое ощущение жизни далеко от нас, мы не живем им, поскольку оно относится к получению награды.

Жизнь в состоянии покоя — это присоединение к желанию Всевышнего царствовать

Попытаемся понять, что за жизнь ожидает нас в будущем, жизнь в аспекте отдыха, покоя и радости от того, что есть. Здесь мы должны углубиться в слова Бааль а-маора о том, что душа называется «славой». О сути жизни в аспекте «славы» сказано в стихе: «А вы, единые с Б-гом Всесильным все, живы все сегодня» (Дварим 4:4) — жизнь лежит в самом единении с Всевышним.

Причина существования всего Творения (это же и является его конечной целью) — раскрытие Славы Всевышнего. Как сказано в мишне: «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире, Он сотворил во славу Его» (Авот 6:12), и комментаторы объясняют: «Ради славы Его царства».

«Царство» — это единственное из качеств Всевышнего, раскрытых нам в Его правлении миром, образующееся благодаря тому, что народ участвует в установлении и прославлении Его Царства. Это качество особенное. Любое другое, как например, «добро» или «милосердие», не нуждается для своего существования в реализации: «добро» существует, даже если им никого не наделяют, и никто не ощущает его влияния. «Царство» же существует только тогда, когда оно реализовано как царство: царь и его народ.

Поэтому в этом качестве есть как бы единение между Создателем и созданными. Это и означают слова: «А вы, единые с Всевышним Б-гом» — Царь и народ становятся едины. Царь не может быть царем без народа, а народ без царя — не народ. В царстве есть единство, формирующее нечто, что может быть названо «единым» и «совершенным». Когда человек становится частью царства Всевышнего, он отдает свои силы во славу Небес, и этим он называется «единым с Создателем» — субъектом царства Всевышнего.

Мы сказали, что «жизнь» — это реализация желания. Форма нашего бытия — это исполнение желания Всевышнего, а это и есть сама жизнь. Такой формой жизни мы прославляем Всевышнего, и в самом исполнении Его желания царствовать для нас возникает настоящая жизнь. Мы едины с Всевышним, называемым «источником жизни», когда благодаря нам реализуется Его желание.

Это и есть «миры награды»: вечная жизнь, обещанная за то, что мы делали, за то, что своим служением раскрыли славу Всевышнего, и наше бытие стало частью Его царства — нами было исполнено желание Всевышнего. Это совершенное бытие и называется «жизнью». Это и есть второе понимание слова «нефеш» в значении «покой».

Когда человек стал «живой душой», это несло в себе два явления. Есть живая душа, суть жизни которой в желании, но не в его исполнении. А есть также жизнь в достижении покоя, в аспекте «прекратил и отдыхал». Это совершенно иная форма жизни, возможная только в «мире покоя». Там ощущение жизни состоит в том, что человек един с ее источником. Жизнь в Будущем мире — это сам факт того, что мы исполнители желания Всевышнего, мы — те, кто установил Его царство и стал его частью. А это и есть сама жизнь.

Шаббат — это подобие Будущего мира, жизнь покоя

Всевышний дал нам и в этом мире некое подобие будущей жизни. Это Шаббат, называемый мудрецами «подобием Будущего мира». В течение шести дней недели наш образ жизни — это «желания» и «работа». Но Шаббат — это время наслаждения — [нам дана возможность] отдыхать и наслаждаться тем, что есть. В этом его подобие аспекту «назавтра получать за них награду».

О Шаббате сказано: «Пусть сидит человек на своем месте, не покидает обитель свою в день седьмой» (Шмот 16:29). Суть Шаббата — «оставайся на своем месте, найди жизнь в том, что есть». Дав нам Шаббат, Всевышний дал нам в этом мире пример образа будущей жизни, а наша «жизнь» приходит к нам оттуда.

В Шаббат форма жизни в почете[2] и покое проявляется и в нашем мире. В будние дни «нефеш» проявляет себя только в стремлениях и трудах — это обычная для нашего мира «живая душа». Но в Шаббат проявляется более возвышенная форма жизни — подобная жизни в Будущем мире. В ней «нефеш» проявляется в состоянии покоя. В Шаббат меняется значение слов: «И стал человек душой живой», — это другая жизнь, другой образ человека.

Любой, чья «живая душа» только в стремлении достичь чего-либо, не имеет отношения к Шаббату, дающему возможность ощутить жизнь покоя, протекающую в связи с Всевышним. Такой человек не может с помощью Шаббата понять, что такое жизнь после воскрешения мертвых, ибо его жизнь здесь просто не направленна к этому. Такой человек подобен язычнику. (Как говорит Рамбам: «Шаббат — это вечный “знак” [союза] между Всевышним и нами… а тот, кто оскверняет Шаббат публично, все равно, что служит идолам…» (В конце законов Шаббата).

Шаббат — это место соединения жизни в этом мире и в мире Будущем. Поэтому Шаббат — это знак, отличающий еврейскую жизнь, цель которой — покой и установление славы Имени Всевышнего, и которая называется «вечной жизнью».


[1] Перестает давать человеку ощущение «жизни».

[2] В оригинале здесь, так же, как выше, используется слово кавод, смысл которого многогранен. Оно означает как «славу», так и «честь», «уважение» или «почет». Соответственно, перевод каждый раз делается согласно контексту (прим. ред.).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»