Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В мишне прямо сказано, что отрицающий воскрешение мертвых перестает быть частью народа Израиля, для которого предназначен Будущий мир

 

Я верю полной верой, что будет воскрешение мертвых, когда придет желание Создателя, благословенно Имя Его, и возвысится память о Нем, во веки веков!

Вот что пишет Рамбам в предисловии к главе «Хелек»:

«Воскрешение мертвых мы уже объяснили». Он имеет в виду сказанное им ранее: «Воскрешение мертвых — это одна из Основ, данных Моше. Не может быть религии и связи с религией евреев у того, кто не верит в это. Однако этого [воскрешения удостоятся только] праведники, как сказано: “Мощь дождей как для праведных, так и для нечестивых, но воскрешение мертвых — только для праведников” (Таанит 7а). Как могут воскреснуть злодеи, если они мертвы и при жизни?! Об этом сказано: “Злодеи даже при жизни называются мертвыми, праведники даже после смерти называются живыми” (Брахот 18а). И знай, что человек должен обязательно умереть и распасться на составные части, из которых был соединен».

Из «Письма о воскрешении мертвых»:

«[Понятие] воскрешения мертвых общеизвестно и очевидно в нашей вере, и признано всеми группами. О нем есть множество упоминаний в молитвах, книгах и просьбах, составленных пророками и великими мудрецами. Талмуд и мидраши полны упоминаниями о возвращении души в тело после их разделения. Мы не слышали никого, кто бы спорил с этим, и это невозможно объяснить, как аллегорию, и нельзя верить адепту религии, который верит в нечто иное…

Воскрешение мертвых — это возвращение души в тело после смерти. Даниэль упомянул о нем так, что невозможно объяснить это аллегорией. Он сказал: “И многие из спящих в прахе земли воспрянут, одни для вечной жизни…” (Даниэль 12:2). И сказал ему царь: “А ты иди к концу (к смерти), отдыхай, и восстанешь для жребия своего в конце дней” (там же, 13) …

В “Путеводителе растерянных” (часть 2:13) говорится о том, что наш “мир — новый” (Имеется в виду, что он был сотворен из ничего, а не существовал вечно, как считают многие философы). Признавая каковой факт, мы понимаем, что возможны любые чудеса, в том числе и воскрешение мертвых. Все возможно, когда об этом сказано у истинного пророка, и нет никакой необходимости объяснять это [как аллегорию], а не согласно простому смыслу [слов]. Но мы должны будем объяснить то, что понять буквально просто невозможно, например, “материализацию” Всевышнего (Так принято именовать те случаи, когда Писание говорит о Всевышнем так, как будто Он обладает элементами материального тела, упоминая о Его “руках”, “ногах” и т. п.). Но то, что может быть понятым буквально, таковым и останется.

А тот, кто захочет объяснить воскрешение мертвых как аллегорию, не признавая реального возвращения души в тело, поскольку он уверен, что это противоречит разуму и природе, так же отнесется и ко всем остальным чудесам. Но все это выглядит невозможным только согласно вере в предвечность мира. А тот, кто верит в предвечность мира, не может относиться к общине Моше и Авраама, как мы и объяснили это в “Путеводителе растерянных”. Исходя из сказанного, следует верить в воскрешение мертвых буквально…».

Вера в воскрешение мертвых засчитывается только тем, кто принимает ее из Торы

Тринадцатая Основа прямо приведена в мишне, в начале главы «Хелек» (Сангедрин 90а): «У каждого еврея есть доля в Будущем мире, как сказано: “И народ твой — все праведники, навеки унаследуют землю, плод насаждения, деяний рук для великолепия” (Йешаяу 60:21). А вот те, у кого нет доли в Будущем мире: утверждающий, что нет воскрешения мертвых в Торе, что Тора — не с небес, и эпикорос».

В мишне прямо сказано, что отрицающий воскрешение мертвых перестает быть частью народа Израиля, для которого предназначен Будущий мир. В этой Основе есть нечто новое, подобного чему не было в других Основах: обязанность верить в то, что воскрешение мертвых — «из Торы».

Касательно всех остальных Основ, необходимо только верить в их истинность, но в определение Основы не входит понимание, что является ее источником: Тора, разум или традиция предков. Почему же в отношении воскрешения мертвых мы должны верить именно в то, что оно учится из Торы?

Раши в комментарии к приведенной нами мишне объясняет это так: «Из Торы — означает, что [этот человек] отрицает аргументы, приведенные Талмудом ранее: “Откуда [мы знаем], что воскрешение мертвых из Торы”. Даже если человек признает воскрешение мертвых и верит в это, но не считает, что на это есть намек в Торе, он еретик. Он отрицает, что о воскрешении мертвых говорится в Торе. Что нам до его веры!? Если он прав, откуда он знает, что это так? Поэтому он — законченный еретик!»

Даже если человеку очевидно, что это правда, и он лишь не верит, что об этом сказано в Торе, Раши говорит о нем: «Что нам до его веры!?», то есть это не та вера, которую требуют от нас. У этой Основы осознание, что она обещана Торой, и что Всевышний исполнит обещание, является частью самой Основы. Но если некто верит только в факт, что, в конце концов, оживут мертвые, но не знает, что Всевышний обещал это сделать и исполнит обещание, то его вера ничего не значит.

Откуда корень этого явления, мы поймем в словах молитвы, в благословении, говорящем о воскрешении мертвых: «И исполняющий Свое обещание спящим во прахе», то же самое — в завершении благословения: «И верен Ты [своему обещанию] оживить мертвых». Таким образом, здесь сказано, что Всевышний воскрешает мертвых, именно исполняя обещание. То есть, хвала за воскрешение мертвых — это хвала за верность Всевышнего обещанию их оживить. А поскольку источником такого обещания может быть только Тора, то суть Основы именно такова: «Воскрешение мертвых — из Торы».

Это можно учить из объяснения Талмудом этой мишны: «“Утверждающий, что воскрешение мертвых не из Торы” — почему так [строго]? Учили: “Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет доли в воскрешении мертвых, ибо таковы качества Всевышнего — [воздавать по принципу] мера за меру”».

Такого мы не находим в других Основах, например, «у того, кто не верит в приход Машиаха, не будет удела в этом». Очевидно, он будет наказан за это, но это наказание — не «лишение удела». Но не таково воскрешение мертвых! Оно не является частью реальности этого мира. Сама Основа построена на том, что Всевышний обещает это сделать, и мы верим, что Он исполнит обещание. Поэтому у того, кто не верит в обещание, нет и удела в нем. Обязанность веры в этом мире — именно принять эту Основу как обещание Торы.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»