Темы: Социальные сети, Злословие, Антисемитизм, Интернет, Виктория Ходосевич
Администрация Гарвардского университета отменила решение о зачислении десяти абитуриентов из-за оскорбительных постов в закрытой группе Facebook.
Сначала ребята общались в официальном сообществе для абитуриентов «Harvard Class of '21», созданном администрацией университета, чтобы ещё до начала учебного года первокурсники могли познакомиться и больше узнать друг о друге. Но затем некоторые участники открытой группы создали отдельное сообщество, от которого впоследствии отпочковалась ещё одна группа, где участники обменивались мемами и сообщениями расистского, антисемитского характера.
После того как администрация университета узнала о существовании и содержании бесед этой закрытой группы, письма о зачислении были отозваны у десяти абитуриентов.
Мнения студентов по поводу этой истории разделились, но большинство считает, что такая суровая мера оправдана только в том случае, если участники чата открыто призывали к физическому насилию. Если же они просто болтали и обменивались картинками, то администрации не следовало вмешиваться.
Такой подход достаточно распространён не только в Гарварде. Анонимность киберпространства даёт иллюзию свободы, и то, что мы никогда не сказали бы при личной встрече, кажется вполне приемлемым при общении онлайн.
Этому есть объяснение: исследования показали, что люди чутко воспринимают эмоции собеседника, с которым находятся в одной комнате, но при онлайн-общении способность оценивать чувства другого человека значительно снижается и «узда», которая не позволяет нам быть грубыми и несдержанными на язык, ослабевает.
Еврейская традиция учит нас всегда следить за своей речью. Царь Шломо, мудрейший из людей, сказал: «Смерть и жизнь во власти языка» (Мишлей 18:21) И это не преувеличение. Злое слово или унизительное замечание способно подкосить человека. Унижение сродни кровопролитию. В момент унижения мы краснеем, чувствуем себя как будто парализованными и не можем нормально функционировать. Случается даже, что издевательство и клевета толкают человека на самоубийство.
Талмуд предупреждает: «Злоязычие убивает троих: того, кто злословит, того, кто слушает, и того, о ком говорят» (Арахин 15 б).
Мы всегда несём ответственность за свои слова, как произнесенные, так и написанные. Популярная еврейская притча иллюстрирует это.
Один человек всю жизнь злословил и оговаривал других. К старости он раскаялся и пришёл к раввину просить совета, как исправить нанесенный им вред. Раввин выслушал его, подумал немного и велел принести из дома подушку. Когда тот вернулся с подушкой, раввин сказал: «Теперь выйди на улицу, разрежь подушку и хорошенько потряси». Бывший сплетник так и сделал: разрезал и тряс, пока все перья не унес ветер.
— Прекрасно, сказал раввин. — А теперь иди и собери все перья обратно в подушку.
— Но это невозможно! — воскликнул старик.
— Совершенно верно, — ответил раввин. — Так и твои злые слова разлетелись по миру. Кто знает, как далеко их занесло и сколько вреда они причинили?
В век социальных сетей наши слова мгновенно разлетаются по всемирной паутине и навсегда сохраняются на просторах интернета.
Те десять абитуриентов, чьи посты в Фейсбуке были особенно оскорбительны, уже не получат Гарвардского диплома. Но все же Гарвард преподал им хороший урок: слова имеют значение, мы несём ответственность за то, что говорим.
Давайте разумно и бережно использовать удивительную силу речи.
Доктор Иветта Альт-Миллер. По материалам сайта Эш а-Тора
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»