Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Грешник, Рамбам, Мировоззрение, 13 основ веры, Вера, Рав Эзриэль Таубер
Нет человека, у которого нет своего часа * Место еврея — верить в тринадцать основ * «Ожидание спасения» — только, когда есть выход * Нисан и тишрей — служение общее и личное * Йегуда и Йосеф — два пути служения * Авраам, Яков и Шломо — общее, Ицхак — частное * Голубка моя в расселине скалы * «Это Б-г мой» — от признания к «прославлю Его»
Нет человека, у которого нет своего часа
«Кто мудрый? Кто знает свое место» (Авот, 6:6). Из слов мудрецов ясно — кто не знает своего места, не мудр.
Что за мудрость в знании своего места, что хотели нам сказать мудрецы?
Они передали нам еще правило: «Он [Бен Аззай] говаривал: Не относись пренебрежительно ни к кому и ни к чему, ибо нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места» (Авот, 4:3). У каждого человека есть свой час и свое уникальное место, и никто вместо него не может исправить то, что возложено на него.
Об этом известные слова «Если не я для себя, кто мне» (Авот, 1:14) — никто в мире не может вместо меня вернуть мои огромные долги.
Значит, всегда и при всех обстоятельствах человек должен думать, в чем его особое задание и обязанность в мире.
И не следует считать: «Есть общее, а я только частичка его — что мне думать о себе и окружающих. Что будет, то будет. В конце концов, я стараюсь молиться, и так далее».
На каждого еврея возложено особая обязанность: «Выбери жизнь» (Дварим, 30:19). — Быть живым! А не просто существовать! Всегда заботиться о том, чтобы нас не «формировала история» и мы не были продуктами общества, а чтобы «мы делали историю»! Мы должны создавать желательные ситуации, а не оказываться в плену обстоятельств.
Это простой смысл слов мудрецов: «Ибо нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места». У каждого есть свое время и место, он должен их спасти, привести к победе. Выбери жизнь и наполни ее — иначе испортишь возможности, которые тебе даны!
Место еврея — верить в тринадцать основ
Рамбам (в предисловии к главе Хелек) дал четкое определение — кто называется настоящим евреем: «И когда поверит человек во все эти тринадцать основ и уяснит их, войдет в Общину Израиля (народ), и заповедано любить его, жалеть и вести себя с ним, как с другом, исходя из любви и братских чувств. И даже если из-за страстей совершил всякие нарушения, он получит соответствующее наказание, но за ним сохраняется его удел в Будущем мире, он — из преступников Израиля. А если нарушит хоть одну из этих основ, значит, вышел из Общины Израиля, кофер беикар — изменил он, по сути, и называется цдуки (саддукей) и эпикорес. Его наклонности вызывают отвращение, и мицва — его ненавидеть. О нем сказано: тех, кто ненавидит Тебя, возненавижу».
Очень категоричное утверждение! По Рамбаму, даже тот, кто учит Тору и выполняет все заповеди, если не верит хотя бы в одну из тринадцати основ [или даже испортился — засомневался в одной из них], уже вне Общины Израиля. Он считается изменником и эпикоресом, и мицва его ненавидеть!
Спросили гаона из Бриска, как относиться к еврею, который не верит в тринадцать принципов лишь потому, что тинок шенишба, «украденный ребенок» (лишен знаний еврейских основ)? Брискер ответил: «Ну, он, конечно, небах (бедняга)… но бедняга эпикорес! Он не виноват, но не недостаток вины определяет эпикореса! Это похоже на то, что человека бросили с крыши, и он погиб. Он не виноват, но результат — его гибель».
Место еврея — верить. А кто не верит, у него нет удела в Будущем мире. И это не наказание — а следствие.
Исходя из этого, можно понять мишну в трактате Сангедрин 90а. Первый среди тех, у кого нет удела, это тот, кто говорит, что «о воскрешении мертвых не написано в Торе». Раши там комментирует: «Он не верит в мидрашим, если не согласен с толкованиями мудрецов в Гемаре, согласно которым на это указывает Тора. И даже если он верит в воскрешение мертвых, но не считает, что на это есть намек в Торе, чего стоит его вера — откуда он знает, что это верно, поэтому он полный кофер». Итак, если еврей во все верит и соблюдает все заповеди из Торы, а не верит хотя бы в то, что о воскрешении намекает Тора — значит, он не восстанет из мертвых!
Поразительно: такое же сильное наказание за нарушение субботы!
Но Магараль объяснял (Дерех Хаим, 6:2), что место человека — это его вера. «Праведник верой своей будет жить» (Хабакук, 2:4). Если не веришь — ты не живешь! Это не наказание, а следствие.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»