Темы: Кимха деПисха, Песах, Цдака, Маца и Хамец, Помощь, Подготовка к Песаху
Обычай заботиться о том, чтобы у тех, кто живет в нужде, было все необходимое для праздника, упоминается уже в Иерусалимском Талмуде (Бава батра, гл.1).
Забота о нуждах малоимущих в праздники является одним из основополагающих моментов в иудаизме. Рамбам (Законы Праздника 6:18—19) пишет, что если человек сидит за праздничным столом и наслаждается трапезой только со своими домочадцами, не заботясь при этом о нуждах бедняков и малоимущих, то его трапеза превращается в «праздник живота» и не имеет ничего общего с настоящей радостью выполнения заповеди.
Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). И Рамо в Шулхан Арухе (429:1) начинает изложение законов Песаха именно с него.
На протяжении долгой истории еврейского народа обычай претерпел ряд изменений. Раньше, когда бедняки еле-еле сводили концы с концами, деньги собирали со всех членов общины и на них покупали зерно, которые затем раздавали беднякам. Те сами должны были смолоть его и испечь мацу на праздник. Только на это им не надо было тратить деньги, поскольку хворост для растопки печи они собирали сами в близлежащих лесах.
Позже беднякам начали раздавать уже готовую муку, а там, где невозможно бесплатно достать дрова, раздавали и деньги на их покупку. А еще позже стали раздавать уже готовую мацу.
Однако сегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п. (Ковец ми-Бейт а-Леви 1, стр.128, 131).
Кроме того, способ сбора денег также претерпел некоторые изменения. Раньше, когда еврейские общины были более структурированы, руководители общины определяли, сколько каждый член общины обязан, в соответствии со своим достатком, выделить на Кимха деПисха (Мишна Брура 429:6).
Сегодня обычно общины не настолько организованы, поэтому каждый самостоятельно жертвует деньги в соответствии со своими возможностями. Кроме того, сегодня существует различные благотворительные организации, которые организуют раздачу Кимха деПисха, освобождая людей от лишних забот — самостоятельно искать малоимущих и т.п. Как правило, эти организации обладают более полной и точной информацией о нуждах малоимущих. Кроме того, у них есть возможность раздать деньги, практически не задевая достоинства нуждающихся, что также немаловажно.
Для удобства читателей Толдот Йешурун предоставляет возможность пожертвовать деньги на «Кимха деПисха» прямо на сайте.
Можно ли выделять деньги на Кимха деПисха из маасера (десятины)? Раньше, когда община обязывала каждого своего члена жертвовать деньги на Кимха деПисха, действовало правило: нельзя оплачивать из денег маасера те расходы, которые человек обязан оплатить в любом случае (Псахим 71а).
Сегодня же, поскольку, как было сказано выше, общинная жизнь не настолько организована, многие считают, что можно выделить на Кимха деПисха деньги из маасера (Алихот Шломо 2:2, Хут шани, стр.72).
В заключение приведем рассказ об одном из величайших раввинов предыдущего поколения — раве Йосеф-Дове Соловейчике из Бриска, авторе «Бейт а-Леви».
Однажды перед Песахом к нему пришла бедная женщина с интересным галахическим вопросом: «Можно ли выполнить заповедь о четырех бокалах вина с помощью молока?».
Вместо того чтобы ответить на поставленный вопрос, автор Бейт а-Леви попросил жену выделить женщине 25 рублей, что по тем временам было довольно крупной суммой, на которую можно было приобрести гораздо больше, чем просто четыре бокала вина.
Праведная жена раввина беспрекословно выполнила просьбу мужа, но когда приятно удивленная женщина удалилась, рабанит спросила, почему же муж решил выделить этой женщине столько денег.
Бейт а-Леви улыбнулся и сказал: «Если женщина спрашивает, можно ли выполнить заповедь четырех бокалов с помощью молока, то очевидно, что и мяса на праздник у нее тоже нет».
Кимха деПисхаВыполнить заповедь онлайн!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»