Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для определения точного времени окончания субботы лучше всего обратиться к сведущему человеку или свериться с местным еврейским календарем

Конец дня

§ Суббота кончается не с заходом солнца, а с появлением первых звезд. Ночь наступает, когда на небе видны хотя бы три звезды. Однако прямые наблюдения давно уже вытеснены астрометрическими расчетами.

Период между заходом солнца и наступлением темноты (сумерки) по традиции не считается ни днем, ни ночью. Это «неопределенное» время, называемое на иврите бейн ашмашот — «между светилами», присоединяют к субботе, дабы избежать возможного ее нарушения. По тем же соображениям и сумерки в пятницу вечером также относят к субботе.

§ Длительность сумерек зависит от географической широты местности. На экваторе темнота наступает почти мгновенно и так же стремительно восходит солнце, но с увеличением расстояния от экватора время бейн ашмашот увеличивается: на широте Иерусалима сумерки продолжаются около двадцати минут, а на широте Нью-Йорка, например, —тридцать-сорок.

Для определения точного времени окончания субботы лучше всего обратиться к сведущему человеку или свериться с местным еврейским календарем.

«Авдала»

§ Наступление субботы знаменуется «Кидушем», а завершает ее «Авдала», что значит «отделение», «разделение». Этот обряд проводят после вечерней молитвы, «Маарива», в синагоге или дома. Заключается он в произнесении особого благословения над вином или другим напитком и над ароматными травами при свете многофитильной свечи. Символическое значение ароматных трав состоит в том, что их приятный запах, по мнению мудрецов, более услаждающий душу, чем тело, является частичной компенсацией за утрату «дополнительной души», покидающей нас с завершением субботы. Что касается света, то поскольку огонь не разрешается зажигать в субботу, употребить его впервые после ее завершения следует лишь в религиозных целях. Зажигание свечи символизирует также первый акт Творения, знаменовавший первый день недели, когда Всевышний сказал: «Да будет свет!»

§ Если нет вина, его можно заменить другими напитками, например, пивом, ликером, водкой, соком.

§ Специальные наборы ароматных трав для «Авдалы» продаются в еврейских магазинах религиозных принадлежностей. Их обычно держат в красивых коробочках из серебра, бронзы, хромированной стали или дерева.

§ Для «Авдалы» требуется особая витая свеча с несколькими фитилями. Если приобрести ее не удалось, можно использовать две обычные свечи, соединив их фитили в виде перевернутой латинской буквы V так, чтобы пламя сливалось, образуя подобие факела. Во время чтения «Адалы» свечу обычно дают держать ребенку.

§ Глава семьи наполняет кубок вином (или другим напитком), зажигает свечу и, подняв кубок правой рукой, произносит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОДЫ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ [ПО ВОЛЕ КОТОРОГО СУЩЕСТВУЕТ ВСЕ] !

§ Затем глава семьи берет коробочку с благовониями и говорит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОЗДАВШИЙ РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОВОНИЯ!

Все нюхают травы в коробочке, передавая ее друг другу.

§ Теперь, повернувшись лицом к свече, глава семьи говорит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ СВЕТ1

Под светом свечи все осматривают руки (по крайней мере правую), тем самым немедленно «используя» этот свет, чтобы благословение не прозвучало даром (браха леватала).

§ Затем глава семьи снова поднимает кубок и говорит:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГО. СВЕТ ОТ ТЬМЫ,

ИЗРАИЛЬ ОТ ДРУГИХ НАРОДОВ, СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ОТ ШЕСТИ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ) БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГ

§ Это — главные, важнейшие части «Авдалы». Кроме них, перед благословением над вином обычно произносят несколько стихов из Танаха, начинающихся словами «Гинэ Эль йешуати…». Знающие иврит должны включить в «Авдалу» также и эти стихи.

§ Если в семье нет взрослого мужчины, «Авдалу» делает женщина.

§ Если женщину сразу же после окончания субботы ждут неотложные дела и она не участвовала в церемонии «Авдалы», она может произнести краткое благословение:

БЛАГОСЛОВЕН ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГО!

С этого момента суббота для нее формально кончается.

Читайте обзор по теме Авдала — проводы Субботы


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»