Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Ислам, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Испания
Кордовское королевство распалось на многие мелкие княжества, и с этого времени христиане стали проникать на юг Испании. В 4845 (1085) году король Кастилии Альфонсо V захватил город Толедо в центре страны и сделал его своей столицей.
Несмотря на требования папы, отношение христианских завоевателей к евреям было благосклонным, так как они видели в евреях реальную политическую и экономическую силу. Альфонсо V надеялся с помощью евреев покорить и южную Испанию.
Но в этот момент из Марокко на помощь мусульманам пришли племена берберов — альморавидов, решивших очистить ислам от чуждых влияний. В 4846 (1086) году после тяжелого трехдневного сражения берберы разбили войска Альфонсо V и установили власть ислама над южной Испанией. Более двухсот лет Испания была разделена на две части: мусульманскую и христианскую. Христианскую еврейские писатели называли Эрец Эдом, а мусульманскую — Эрец Ишмаэль.
Начав с преследований, альморавиды вскоре осознали невыгоду такой политики и сменили кнут на пряник. Евреи появились при дворе, вновь стали занимать государственные должности. Известны имена нескольких крупных еврейских врачей.
Так продолжалось около шестидесяти лет, пока новая фанатичная секта альмухадов — выходцев из Марокко — не покорила южную Испанию. Альмухады изгнали из страны как евреев, так и христиан. Остаться могли только те, кто согласился принять ислам и исполнять все его законы.
Но таких среди евреев было немного. Большинство ушло в изгнание, переселилось в Эрец Эдом. За четыреста лет до этого арабы спасли евреев Испании от преследований христиан, а теперь евреи искали убежище в христианской стране.
Центр еврейства переместился в христианскую Испанию, культурным центром испанского еврейства стал город Толедо.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»