Из цикла «Дорога обратно», темы: Сотворение мира, Природа, Рав Меир Шиллер, Доказательство, Поиск истины
Рассмотрев в качестве указания на существование Б-га систему безупречного порядка и продуманности физической Вселенной, мы можем перейти к сходной, хотя и менее классической линии аргументации. Это доказательство обычно ассоциируется с религиозным экзистенциализмом и не является результатом эмпирического мышления. Оно утверждает, что указание на существование Б-га индивидуумы получают от собственного ощущения упорядоченности реальности, т. е. источник доказательства от «порядка» заключается в повседневных ощущениях человеческой души. Каждый человек, за исключением душевнобольных, воспринимает привычное устройство реальности как нечто вселяющее уверенность. Другими словами, мы чувствуем, что все вокруг нас непостижимым образом устроено так, как и должно быть.
Многие молодые читатели могут припомнить грустнокомический персонаж из комикса Супермен. Это существо по имени Бизарро (Странный) родом с планеты, населенной расой Бизарро-людей. Все на этой странной планете было перевернутым и непредсказуемым. Дома строились крышами вниз, мыши охотились за котами, героизм считался позором, а трусость — величайшей доблестью; при рождении человека скорбели, а на похоронах радовались и т. д.
Наш собственный мир представляет собой разительный контраст непонятному миру Бизарро. Он наполнен атмосферой доверия и надежности, глубоким осознанием неизменной упорядоченности нашего существования. Мы внутренне чувствуем, что слова матери, утешающей ребенка, который боится темноты, успокаивающе обыденны, и оснований для тревоги дейтвительно нет. А в лишенной Б-га Вселенной секулярных материалистов отсутствует логика, помогающая внушить людям это ощущение незыблемого порядка, и лучшее, на что атеисты могут надеяться (странное слово для неверующего!), это стоическая покорность повергающим в уныние «шуму и ярости» бессмысленной жизни. Ведь если человек не более чем хаотическое скопление эволюционных сил, если Вселенная не более чем случайный результат изменения материи, если конечное предназначение каждого человека — вечное забвение, если за пределами физического существования нет жизни (а значит нет смысла жить), — то в таком неприветливом мире ощущать покой и комфорт — безрассудство, ужас ребенка перед темнотой — реальность, а слова утешения — ложь.
В этом месте некоторые читатели могут сказать: «Увы, в нашей жизни не больше реальности и порядка, чем в жизни обитателей планеты Бизарро». Что ж, если вы живете с таким ощущением угнетающего бессилия, тогда, дорогой читатель, я могу лишь выразить сочувствие по поводу вашего действительно душераздирающего состояния и решительно настаиваю, чтобы вы отвергли данное доказательство. Перейдите к рассмотрению следующих.
Однако, надеюсь, что у большинства людей, читающих эту страницу, есть способность ярко ощущать, воспринимать жизнь, любовь, доверие. И я хотел бы попросить их проанализировать свои чувства и попытаться определить причину, рождающую это ощущение. В результате, либо читатель признает существование Милосердного Б-га, либо вынужден будет созерцать жизнь с чувством полной беспомощности.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»