Темы: Гитель Итахов, Ханука, Бааль Тшува, Самосовершенствование
По прохождению осенних праздников, Рош аШана, Йом Кипура и Суккота, состоялся шаббатон для старшеклассниц одной из еврейских школ для баалей тешува. После впечатляющих речей и трогательных разговоров встала одна девушка и попросила слова. Глаза всех присутствующих устремились на нее, и она произнесла: «На самом деле, это так хорошо идти путями Торы. Тора наполняет наше существование смыслом и служит нашим Путеводителем. Она не дает затеряться в суматохе жизни. Она расширяет наш взгляд на мир, помогает понять боль и страдания и успокаивает сердце». Потом ее губы задрожали, и ломающимся голосом она прошептала: «Но это так… трудно…». И заплакала. И все присутствующие тоже заплакали вместе с ней, потому что поняли, что она имеет виду. Они поняли, через какие трудности должна пройти молодая девушка, сама решающая вернуться на путь своих отцов. Иногда ей нужно противостоять давлению семьи и друзей, не поддаваться соблазнам светской среды. Но также ей нужно выстоять во внутренней борьбе со злым началом, не попасть в его сети и не отчаяться, не разочароваться в своем служении Вс-вышнему.
Рав Шалом Ноах Брозовский, благословенна память о праведнике, пишет в своей книге «Несивос Шалом», что есть два уровня молитвы. Один уровень мудрецы сравнивают с восходом солнца, а другой — с закатом. Так же как мы приветствуем утро с приливом новых сил, молитва «восходящего солнца» наполнена оживлением, вдохновением, жаждой связи с Творцом. Закат указывает на то, что день подходит к концу, когда энергичность сменяется утомлением, а разум и тело требуют отдыха. Молитва «на закате» получается онемевшей от ежедневной рутины, когда новшество притупилось, и вдохновение прошло. Может показаться, что молитва, не имеющая искры и блеска, не угодна Вс-вышнему. Однако, все время, пока мы поднимаем наши глаза к Нему, Он принимает наше служение.
Это приводит нас к уроку Хануки. Во-первых, мы должны делать то, что правильно. Мы обязаны выполнять заповеди, даже если весь мир их отрицает и выставляет нас на посмешище, так же как Маккавеи вышли войной против греческой культуры. И потом, когда мы ощущаем, что внутри осталась только малая крупица духовной энергии по сравнению с той, которая была раньше, мы должны использовать ее всю до конца, не дожидаясь нового прилива вдохновения. Так же, как Маккавеи решили зажечь то малое количество масла, которое нашлось в оскверненном Храме, не дожидаясь, пока приготовят новое. Для них Б-г сотворил чудо, и масло горело восемь дней вместо одного дня. Б-г сделает чудо и с нами и вознаградит наши старания, дав почувствовать связь с Ним еще сильнее, чем было раньше.
Переводчик Гитель Итахов
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»