Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Толада письма — создание любого изображения. Так же, как и ав мелаха, она запрещена Торой, только если изображение способно просуществовать длительное время.

1. Определение мелахи

Тот, кто пишет какие-либо письменные знаки, будь то на святом языке или на любом другом, чем-нибудь, что может просуществовать достаточно длительное время (миткайем), а также

на материале, который способен сохранить запись на большой срок, нарушает запрет мелахи письма из Торы. Если одно из этих условий не выполняется и сделанная запись не сохраняется, нарушения Торы нет. Если запись сделана необычным, изменённым способом, например левой рукой, в этом также нет нарушения запрета Торы. Но во всех этих случаях, если написанное различимо, действует запрет мудрецов, как будет объяснено ниже.

2. Ее производное (толада)

Толада письма — создание любого изображения. Так же, как и ав мелаха, она запрещена Торой, только если изображение способно просуществовать длительное время. Если же изображение делается способом, при котором оно не сохраняется, его изготовление запрещено мудрецами.

3. Что называется «существованием достаточно длительное время»?

Если написать что-нибудь фруктовым соком, даже если запись делается на пергаменте, в этом нет нарушения запрета Торы, поскольку подобная запись не может просуществовать долго. Аналогично сделавший запись, хотя бы и чернилами, но на поверхности овощного листа, патур, так как лист через короткое время завянет и запись не сохранится. Однако, как мы писали, во всех этих случаях есть запрет мудрецов.

4. Что называется «письмом»?

Нет разницы чем писать, главное, чтобы запись была различима (если же запись не видна, запрета нет в принципе). Таким образом, письмом называется любая запись, произведенная чернилами или подобным ему веществом (запрет мудрецов распространяется также на неспособные к длительному существованию жидкости типа фруктового сока), а также оттиск, сделанный ногтем, гвоздем или другим острым предметом. И в случае, когда написанное способно сохраниться относительно длительный срок, это является нарушением Торы.

Из этого мы учим, что запрещается писать на песке или на запотевшем стекле, потому что, хотя написанное просуществует недолго, запись можно прочитать, а потому подобное действие запрещено мудрецами (дерабанан). Однако писать буквы в воздухе или на чисто вытертом столе не запрещено даже мудрецами, поскольку при этом ничего невозможно увидеть.

5. Соединение букв

Запрещено прикреплять отдельные буквы, сделанные из серебра и т.п., на какой-то предмет, даже если при их присоединении не нарушается запрет шитья (например иголкой и т.п.). Поэтому, если в шабат с занавеса в синагоге отвалились пришитые к нему буквы, запрещено возвращать их, даже просто прикалывая булавкой.

Маленьким детям разрешается, однако, играть карточками, на которых написаны буквы, и даже составлять из них слова и разъединять их.

6. Восполнение букв

Если порвался исписанный лист, нельзя сближать разорванные части, так как этим мы восполняем буквы, а это приравнивается к их написанию.

Книгу, на торце которой написаны буквы, изначально лучше не закрывать и не открывать, поскольку есть мнение, что, закрывая книгу, мы делаем буквы полными, а это считается написанием. Поэтому ахароним (мудрецы XVI в. и позднее) предостерегали против написания букв на торце книжных листов, чтобы не подвергать себя подобной опасности, если нужно открыть или закрыть такую книгу в шабат.

7. Запреты, «чтобы не прийти к письму»

Здесь, как и в других мелахот, мудрецы сочли нужным запретить некоторые действия, которые могут привести к нарушению запрета письма. Таким образом, запрещена купля-продажа, сдача, наем и т.п. действия, обычно связанные с записями, так как есть вероятность, что в процессе занятий этим можно забыть о том, что сейчас шабат, и начать писать.

Также запретили получать плату за работу в шабат, включив это действие в категорию купли-продажи. Однако разрешается получать или давать (не в шабат) эту плату как часть общей оплаты за работу в будние дни и шабат, а также в случае исполнения мицвы. И поэтому, когда необходимо дать или получить (не в шабат) плату за работу в шабат, следует посоветоваться с раввином.

Запрещено дарить что-либо в шабат, за исключением случая, когда подарок может быть необходим в тот же шабат. Тому, кто хочет сделать подарок в шабат, можно посоветовать до начала шабата через посланца передать получателю подарка право владения, и тогда уже не будет запрещено вручить ему сам подарок в шабат. См. ниже в гл.41 еще о законах купли-продажи.

Запрещается играть в шабат в такие игры, в которых в будни принято делать записи. А игры на деньги уже запрещены из-за купли-продажи.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»