Из цикла «История еврейского народа», темы: Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Кровавый навет, Англия
Надо полагать, что евреи поселились на Британских островах еще при римском владычестве, но точные сведения о заселении Англии евреями относятся к более позднему времени, когда после победы под Стингсом в 4826 (1066) году Вильгельм Завоеватель утвердил в Англии правление норманнов.
Во время Первого и Второго крестовых походов в Англии евреев не преследовали так сурово, как это происходило в Германии или Франции, поэтому многие евреи переселились туда. Король Генри I предоставил им автономию. В общественной жизни евреи пользовались относительной свободой. Они сами управляли делами общины и вершили суд на основании положений Талмуда.
Король считал евреев рабами короны. Он предоставлял им защиту, так как они служили ему источником гарантированного дохода. Налоги с евреев взимали по любому поводу и в любое время.
По законам католической церкви христиане не могли одалживать единоверцам деньги под проценты, поэтому знать и короли пользовались услугами евреев-ростовщиков. Чтобы иметь возможность выплачивать налоги, евреи были вынуждены давать деньги в долг под высокий процент, но большую часть их дохода король присваивал себе. Простые англичане, не понимая сути происходящего, ненавидели евреев, «выжимающих» у них деньги. В конечном счете средства перетекали в королевскую казну и карманы знати.
Ненависть к евреям поддерживалась католическими священниками, но первые норманнские короли защищали евреев от подстрекателей.
Со временем ненависть черни и зависть священников стали представлять серьезную угрозу еврейской общине. Во время коронования короля-Ричарда I (Львиное Сердце) в 4949 (1189) году на лондонских евреев напали горожане, среди которых было много крестоносцев, готовившихся к Третьему крестовому походу. Они разрушали еврейские дома, грабили и убивали всех, кто попадался им под руку. В числе убитых был раби Яаков из Орланша (Орлеана) — известный комментатор Талмуда. Погромы перекинулись на другие города.
Узнав об этом, король Ричард велел наказать убийц, но когда он вскоре ушел в крестовый поход, погромы возобновились. Уже рассказывалось о евреях города Йорка, нашедших убежище во дворце короля и трагически погибших, но не изменивших вере. Убийцы же сумели избежать наказания.
Теперь евреи Англии находились в постоянной опасности и только большими подкупами могли обеспечивать относительную защиту властей. Когда Ричард был пленен, евреи внесли для освобождения короля в четыре раза больше денег, чем христиане.
В выжимании денег из евреев король Джон не знал меры. Он заключил в тюрьму всех евреев и освобождал их только за большие деньги. От одного богатого еврея он потребовал такую огромную сумму, что тот ужаснулся и отказался выполнить требование. Тогда король-садист приказал удалять ему зуб за зубом до тех пор, пока несчастный не отдал все, что у него было.
После Джона остался маленький Генри III. Вместо мальчика правил епископ Кентэрбэри. Власть он использовал для того, чтобы утвердить в Англии законы, принятые на Латернском соборе в 4975 (1215) году. Когда Генри III вырос и вступил на престол, он еще более ужесточил положение евреев.
Для него евреи были удобным источником дохода, поэтому он пригласил французских евреев поселиться в Англии. Вскоре король запретил евреям оставлять Англию и, чтобы выжать из них крупные суммы денег, спровоцировал кровавый навет, присудив еврейскую общину к уплате большого штрафа. Используя навет, он казнил многих евреев, конфисковал их имущество, а оставшиеся в живых отдали последнее, что имели.
Следующий король, Эдуард I, вступив на престол, к существовавшим антиеврейским законам добавил новые, ограничивающие места проживания евреев. Он также приказал нашить на одежду отличительный знак «позора» и запретил ссужать деньги под проценты.
В дни правления Эдуарда стали попадаться усеченные золотые и серебряные монеты. Король обвинил евреев в опиливании монет. По ложному обвинению около 300 человек было казнено. В 5047 (1287) году он повторил опыт короля Джона, заключив евреев в тюрьму, а освободил только тогда, когда евреи уплатили огромный выкуп. Спустя три года он велел всем оставшимся в живых евреям покинуть Англию, конфисковал их дома и земли, но разрешил взять с собой движимое имущество и наличные деньги.
После всех страданий и бедствий, которые евреи претерпели в Англии, изгнание уже не казалось им столь страшным. В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Большинство из них нашло временное убежище во Франции. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»