Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Мусар, Самосовершенствование, Рав Исраэль Салантер
Движением мусар, как уже говорилось, рав Салантер стремился вдохнуть новую жизнь в еврейство Торы, причем изнутри. Он понимал, что внешние идеи не помогут евреям приспособиться к новому, светскому миру. Аскала постепенно ведет к Реформе, ассимиляции, крещению и самоуничтожению. Но он сознавал также социальные и образовательные недостатки многих традиционных общин, усиливаемые и выявляемые меняющимися условиями современной эпохи. Плохие привычки, неблагородное поведение, социальный дисбаланс, предпочтение буквы закона его духу, пренебрежение этической стороной Торы и ее воспитательной, преобразующей личность силой — такие обвинения предъявляла еврейству Аскала. Хасидский путь тоже стремился исправить эти проблемы, но для митнагдим он не походил (о чем мы говорили в главе 14). Рав Исраэль предложил мусар как решение, возвышающий ответ на внешнюю деградацию и внутреннюю слабость еврейской жизни в России.
Мусар — не только благочестие, это и психология, социология, философия. Он определяет нравственный облик евреев по стандартам Торы, делая акцент на индивидуальном развитии и достижениях, независимых от уровня и стандартов современного общества в целом. Мусар делает акцент на строительстве личности, понимая, что по мере совершенствования она станет улучшать и все общество. Он видит мир в микрокосме и учит, что спасение лежит в обществе Торы, основанном на моральных нормах, установленных Торой и еврейской традицией. Как и в хасидизме, язык и внешний вид мусара был новым, а суть древней, как сам Синай.
Рав Исраэль видел, что в традиционной еврейской общине ослабела социальная и человеческая взаимосвязь, и призывал к нравственному улучшению общества и личному следованию моральным ценностям. Настаивал на пунктуальном соблюдении закона и его заповедей, но от всей души: с пониманием, что добрые дела необходимы, чтобы создать хорошего человека, и что человеческое совершенство — конечная цель еврейской жизни.
Так мусар демонстрировал новое измерение всех освященных временем аспектов иудаизма. Нужно молиться с мусаром, учить Тору с мусаром, вести себя в обществе с мусаром, давать пожертвования с мусаром, семейные отношения должны основываться на мусаре, и сама жизнь должна быть мусаром. Мусар должен был обезвредить выхолощенный светский гуманизм девятнадцатого века, бросить ему истинный вызов, вернуть евреям чувство собственного достоинства и самоуважение в век царских притеснений. Влияние мусара стало ощущаться в еврейском мире, он формировал традиционное еврейское общество непропорционально числу своих непосредственных последователей.
В Ковно рав Исраэль вначале был общественным магидом.1 К 1851 году он ушел с этого поста, начал создавать ешиву и привлек замечательных учеников. Среди них были рав Ицхак Блазер,2 рав Нафтали Амстердам,3 рав Симха Зисель Зив4, рав Элиэзер Гордон5, и рав Яаков Йосеф.6 Сотни людей приходили к нему учиться, его воспитательный успех был огромным. Он был образцом для учеников, великим педагогом и вдохновителем. Последователи и ученики были ему верны, они продвигали мусар, основывая его ешивы и организации.
С 1851 года по 1857 год в Ковно движение концентрировалось в учебном помещении, которое рав Исраэль занимал во дворе у Цви Гирша Навиозера (его называли Навиозер Клойц). В 1858 году рав Исраэль издал свою знаменитую монографию Игерет амусар (Письмо о муcape), в которой излагал свою философию мусара и жизни. Скромность и стремление к совершенству, характерное для рава Исраэля и истинно благочестивых евреев, очевидно в этом замечательном выпуске. Позднее рав Исраэль продолжал расширять эти идеи в периодических изданиях раввинов и в письмах. Но главное доверие к его идеям и программе вызывала жизнь его учеников, произведения его учеников и основанные ими ешивы.
Мусарные ешивы Литвы стали прототипом современных ешив. Телыпе, Слободка, Радин, Мир, Кельм, Новардок, Клецк, Слуцк — все эти знаменитые ешивы (которые продолжают работать под теми же именами и сегодня, хотя и в других местах) были продуктами движения мусар и его учеников. И даже когда влияние самого движения ослабело в еврейской жизни, его вклад в развитие ешив остается огромным. Изменение еврейской жизни произошло, и хотя не было таким драматическим как хасидская революция, его эффект был позитивным и не прекратился.
1 Магид мейшарим. По традиции восточноевропейского еврейства, раввины общины делали два публичные выступления в год — в шабат перед Иом Кипуром и в шабат перед Песахом. А недостаток ораторов восполняли платные общинные магидим, которые регулярно выступали в местных синагогах. В зависимости от качеств человека, это могло быть очень почетное положение, или наоборот.
2 1837—1907. Его называли рав Ицеле Петербургер, потому что он несколько лет был раввином Петербурга, тогда столицы России. Его послал рав Исраэль, чтобы служить еврейской общине города. Большинство евреев проживали в этом городе нелегально, но были и богатые ассимилированные евреи, которые получали разрешение правительства на проживание. Рав Ицхак Блазер выполнял свою работу в этих трудных условиях очень эффективно. Позже он вернулся в Ковно, где стал одним из попечителей Колеля Ковно. В 1904 году он эмигрировал в Иерусалим, где и умер.
3 1832—1916. Один из важных представителей мусара. Был несколько лет раввином Хельсинки (Финляндия), хотя большую часть времени провел в Ковно. Он эмигрировал в Иерусалим в 1906 году и умер через десять лет.
4 1824—1898. Крупный учитель мусара. В ранние годы основал ешиву в Грубине, в прусской Литве, где преподавали также математику и науки. Через несколько лет ешива закрылась, рав Зив переехал в Кельм (Литва) и создал знаменитую ешиву «Талмуд Тора», одну из ведущих ешив мусара в мире, где учился целый ряд выдающихся лидеров Торы следующего поколения.
5 1841—1910. Основатель ешивы в Тельше (Тяльшай, Литва).
6 1842—1902. Он основал ряд ешив в Литве, его называли Магид из Вильно. В 1888 году он был назначен главным раввином Нью-Йорка, на этом посту ему пришлось очень трудно. Он основал там ешиву в Нижнем Ист-Сайде, одну из старейших в Америке, которая получила потом его имя, сейчас она находится в Стэйтн-Айленде и в Эдисоне.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»