Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Учение р. Салантера делало упор не только на благочестие, но и на философию поведения каждого еврея. Ешивы Литвы, в которых изучали мусар, стали прототипами современных учебных заведений.

Движением мусар, как уже говорилось, рав Салантер стремился вдохнуть новую жизнь в еврейство Торы, причем изнутри. Он понимал, что внешние идеи не помогут евреям приспособиться к новому, светскому миру. Аскала постепенно ведет к Реформе, ассимиляции, крещению и самоуничтожению. Но он сознавал также социальные и образовательные недостатки многих традиционных общин, усиливаемые и выявляемые меняющимися условиями современной эпохи. Плохие привычки, неблагородное поведение, социальный дисбаланс, предпочтение буквы закона его духу, пренебрежение этической стороной Торы и ее воспитательной, преобразующей личность силой — такие обвинения предъявляла еврейству Аскала. Хасидский путь тоже стремился исправить эти проблемы, но для митнагдим он не походил (о чем мы говорили в главе 14). Рав Исраэль предложил мусар как решение, возвышающий ответ на внешнюю деградацию и внутреннюю слабость еврейской жизни в России.

Мусар — не только благочестие, это и психология, социология, философия. Он определяет нравственный облик евреев по стандартам Торы, делая акцент на индивидуальном развитии и достижениях, независимых от уровня и стандартов современного общества в целом. Мусар делает акцент на строительстве личности, понимая, что по мере совершенствования она станет улучшать и все общество. Он видит мир в микрокосме и учит, что спасение лежит в обществе Торы, основанном на моральных нормах, установленных Торой и еврейской традицией. Как и в хасидизме, язык и внешний вид мусара был новым, а суть древней, как сам Синай.

Рав Исраэль видел, что в традиционной еврейской общине ослабела социальная и человеческая взаимосвязь, и призывал к нравственному улучшению общества и личному следованию моральным ценностям. Настаивал на пунктуальном соблюдении закона и его заповедей, но от всей души: с пониманием, что добрые дела необходимы, чтобы создать хорошего человека, и что человеческое совершенство — конечная цель еврейской жизни.

Так мусар демонстрировал новое измерение всех освященных временем аспектов иудаизма. Нужно молиться с мусаром, учить Тору с мусаром, вести себя в обществе с мусаром, давать пожертвования с мусаром, семейные отношения должны основываться на мусаре, и сама жизнь должна быть мусаром. Мусар должен был обезвредить выхолощенный светский гуманизм девятнадцатого века, бросить ему истинный вызов, вернуть евреям чувство собственного достоинства и самоуважение в век царских притеснений. Влияние мусара стало ощущаться в еврейском мире, он формировал традиционное еврейское общество непропорционально числу своих непосредственных последователей.

Ветви мусара

В Ковно рав Исраэль вначале был общественным магидом.1 К 1851 году он ушел с этого поста, начал создавать ешиву и привлек замечательных учеников. Среди них были рав Ицхак Блазер,2 рав Нафтали Амстердам,3 рав Симха Зисель Зив4, рав Элиэзер Гордон5, и рав Яаков Йосеф.6 Сотни людей приходили к нему учиться, его воспитательный успех был огромным. Он был образцом для учеников, великим педагогом и вдохновителем. Последователи и ученики были ему верны, они продвигали мусар, основывая его ешивы и организации.

С 1851 года по 1857 год в Ковно движение концентрировалось в учебном помещении, которое рав Исраэль занимал во дворе у Цви Гирша Навиозера (его называли Навиозер Клойц). В 1858 году рав Исраэль издал свою знаменитую монографию Игерет амусар (Письмо о муcape), в которой излагал свою философию мусара и жизни. Скромность и стремление к совершенству, характерное для рава Исраэля и истинно благочестивых евреев, очевидно в этом замечательном выпуске. Позднее рав Исраэль продолжал расширять эти идеи в периодических изданиях раввинов и в письмах. Но главное доверие к его идеям и программе вызывала жизнь его учеников, произведения его учеников и основанные ими ешивы.

Мусарные ешивы Литвы стали прототипом современных ешив. Телыпе, Слободка, Радин, Мир, Кельм, Новардок, Клецк, Слуцк — все эти знаменитые ешивы (которые продолжают работать под теми же именами и сегодня, хотя и в других местах) были продуктами движения мусар и его учеников. И даже когда влияние самого движения ослабело в еврейской жизни, его вклад в развитие ешив остается огромным. Изменение еврейской жизни произошло, и хотя не было таким драматическим как хасидская революция, его эффект был позитивным и не прекратился.


1 Магид мейшарим. По традиции восточноевропейского еврейства, раввины общины делали два публичные выступления в год — в шабат перед Иом Кипуром и в шабат перед Песахом. А недостаток ораторов восполняли платные общинные магидим, которые регулярно выступали в местных синагогах. В зависимости от качеств человека, это могло быть очень почетное положение, или наоборот.

2 1837—1907. Его называли рав Ицеле Петербургер, потому что он несколько лет был раввином Петербурга, тогда столицы России. Его послал рав Исраэль, чтобы служить еврейской общине города. Большинство евреев проживали в этом городе нелегально, но были и богатые ассимилированные евреи, которые получали разрешение правительства на проживание. Рав Ицхак Блазер выполнял свою работу в этих трудных условиях очень эффективно. Позже он вернулся в Ковно, где стал одним из попечителей Колеля Ковно. В 1904 году он эмигрировал в Иерусалим, где и умер.

3 1832—1916. Один из важных представителей мусара. Был несколько лет раввином Хельсинки (Финляндия), хотя большую часть времени провел в Ковно. Он эмигрировал в Иерусалим в 1906 году и умер через десять лет.

4 1824—1898. Крупный учитель мусара. В ранние годы основал ешиву в Грубине, в прусской Литве, где преподавали также математику и науки. Через несколько лет ешива закрылась, рав Зив переехал в Кельм (Литва) и создал знаменитую ешиву «Талмуд Тора», одну из ведущих ешив мусара в мире, где учился целый ряд выдающихся лидеров Торы следующего поколения.

5 1841—1910. Основатель ешивы в Тельше (Тяльшай, Литва).

6 1842—1902. Он основал ряд ешив в Литве, его называли Магид из Вильно. В 1888 году он был назначен главным раввином Нью-Йорка, на этом посту ему пришлось очень трудно. Он основал там ешиву в Нижнем Ист-Сайде, одну из старейших в Америке, которая получила потом его имя, сейчас она находится в Стэйтн-Айленде и в Эдисоне.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»