Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Возраст, Мудрость, Пиркей Авот, Маараль
4:27 Раби Меир говорит: «Смотри не на бутылку, а на то, что в ней. Бывает новая бутылка, полная старого (вина), а бывает старая бутылка, в которой даже нового (вина) нет».
На первый взгляд, эта мишна хочет сказать, что не следует судить о человеке по внешности. Если, например, человек красив и высок, не следует сразу делать вывод, что он мудр. Однако разве есть необходимость говорить об этом?! (Это ведь ясно и так!)
Затем можно предположить, что эта мишна разъясняет предыдущую, о том, кто обучается у детей и обучается у стариков. Предыдущая мишна сказала, что мудрость детей не считается мудростью, в отличие от мудрости старцев, по причинам, разъясненным выше. И теперь мишна сообщает, что хотя, действительно, как правило, разум молодых людей замутнен, этот закон действует не всегда. Ведь иногда Сам Б-г дарует человеку мудрость, ибо «Б-г дарует мудрость, из Его уст — знание и понимание» (Мишлей 2:6). Таким образом, оценивая мудрость человека, не следует смотреть на «бутылку», то есть, на то, что это за человек (а нужно оценивать его мудрость объективно). А бывает и наоборот: человек состарился, превратился в «старую бутылку», а в ней ничего нет, то есть, он не обладает даже той мудростью, какой должен был бы обладать молодой человек. Причина в том, что разум — это подарок Б-га, которым Он одаривает тех, кого пожелает. Но это объяснение тоже вызывает недоумение: ведь всякий и без мишны знает, что существуют невежественные старики, лишенные мудрости, и юноши, мудрость которых весьма велика!
По-видимому, мишна имеет в виду вот что. Не следует думать, что если юноша обладает разумом старца, то это произошло случайно, и что с такой же случайностью связано то, что иногда старик не обладает вовсе никакой мудростью.
Закон, которому подчиняется мироустройство, требует, чтобы у юношей мудрости не было, а у старцев она непременно была. Значит, если мы видим нечто, что этому закону противоречит, то перед нами проявление случайности. Именно с этим рассуждением спорит мишна, говоря: Смотри не на бутылку, а на то, что в ней. Другими словами, не следует вообще обращать внимание на внешнее, поскольку закон, которому подчиняется мир, не таков, как ты думал. На самом деле, в мире множество и весьма мудрых молодых людей, и стариков, лишенных мудрости. Мудрость совершенно не зависит от «бутылки». Разум — это то, чем все люди отличаются друг от друга: строй мыслей одного не похож на строй мыслей другого. А если бы разум зависел от «бутылки», то есть, от тела, все люди мыслили бы одинаково: ведь с точки зрения тела все одинаковы! Различия коренятся именно в разуме, и совсем не случайно, что разум у всех разный. Ведь если некоторое явление случайно, оно должно наблюдаться очень редко, а различия в разуме — свойство большей части мира и даже всего мира в целом.
В трактате Брахот (58а) говорится: Передано по традиции: «Тот, кто видит большое скопление сыновей Израиля, должен произнести благословение: “Благословен Ты… провидящий тайное”, — поскольку мысли всех их различны и лица всех их различны». Талмуд подчеркивает, что даже лица всех людей различаются, тем более и мысли их не могут не различаться! И это — весьма глубокая мысль, связанная с идеей множественности явлений в мире. Ведь поскольку их много, необходимо, чтобы между ними были установлены некие границы, то есть, чтобы они в чем-то различались. Поэтому мишна и требует: Смотри не на бутылку, а на то, что в ней. На первый взгляд, эта фраза излишня, и мишна могла начать сразу с продолжения: Бывает новая бутылка, полная старого вина, а бывает старая бутылка, в которой даже нового вина нет! (Поэтому понимать ее следует не буквально). Этой фразой мишна хочет сказать, что обращать внимания на форму вообще не следует. Все люди различаются по мудрости, и здравый смысл подсказывает, что так и должно быть. Поэтому взгляд на «бутылку» вообще ничего не может дать, поскольку эта «бутылка» — внешняя, материальная форма — у всех одна и та же, отличаясь только молодостью и старостью. Единственное, что делает людей разными, — это их разум.
При этом мишна не намеревается оспорить мнение раби Йоси: раби Меир тоже понимает, что мудрость юноши не похожа на мудрость старца и что с возрастом мудрость человека увеличивается. Но он не согласен с тем, что можно взглянуть на «бутылку», то есть, на человека, и сделать вывод о его мудрости, то есть, увидев юношу, сразу сказать, что мудрости у него нет, а увидев старца, немедленно заключить, что он мудр. Это неверно, поскольку бывает новая бутылка, полная старого вина, и т.д. И неправильно было бы думать, что так происходит случайно, — в этом и состоит действующий в мире закон. И все это ясно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»