Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

4:27 Раби Меир говорит: «Смотри не на бутылку, а на то, что в ней. Бывает новая бутылка, полная старого (вина), а бывает старая бутылка, в которой даже нового (вина) нет».

На первый взгляд, эта мишна хочет сказать, что не следует судить о человеке по внешности. Если, например, человек красив и высок, не следует сразу делать вывод, что он мудр. Однако разве есть необходимость говорить об этом?! (Это ведь ясно и так!)

Затем можно предположить, что эта мишна разъясняет предыдущую, о том, кто обучается у детей и обучается у стариков. Предыдущая мишна сказала, что мудрость детей не считается мудростью, в отличие от мудрости старцев, по причинам, разъясненным выше. И теперь мишна сообщает, что хотя, действительно, как правило, разум молодых людей замутнен, этот закон действует не всегда. Ведь иногда Сам Б-г дарует человеку мудрость, ибо «Б-г дарует мудрость, из Его уст — знание и понимание» (Мишлей 2:6). Таким образом, оценивая мудрость человека, не следует смотреть на «бутылку», то есть, на то, что это за человек (а нужно оценивать его мудрость объективно). А бывает и наоборот: человек состарился, превратился в «старую бутылку», а в ней ничего нет, то есть, он не обладает даже той мудростью, какой должен был бы обладать молодой человек. Причина в том, что разум — это подарок Б-га, которым Он одаривает тех, кого пожелает. Но это объяснение тоже вызывает недоумение: ведь всякий и без мишны знает, что существуют невежественные старики, лишенные мудрости, и юноши, мудрость которых весьма велика!

По-видимому, мишна имеет в виду вот что. Не следует думать, что если юноша обладает разумом старца, то это произошло случайно, и что с такой же случайностью связано то, что иногда старик не обладает вовсе никакой мудростью.

Закон, которому подчиняется мироустройство, требует, чтобы у юношей мудрости не было, а у старцев она непременно была. Значит, если мы видим нечто, что этому закону противоречит, то перед нами проявление случайности. Именно с этим рассуждением спорит мишна, говоря: Смотри не на бутылку, а на то, что в ней. Другими словами, не следует вообще обращать внимание на внешнее, поскольку закон, которому подчиняется мир, не таков, как ты думал. На самом деле, в мире множество и весьма мудрых молодых людей, и стариков, лишенных мудрости. Мудрость совершенно не зависит от «бутылки». Разум — это то, чем все люди отличаются друг от друга: строй мыслей одного не похож на строй мыслей другого. А если бы разум зависел от «бутылки», то есть, от тела, все люди мыслили бы одинаково: ведь с точки зрения тела все одинаковы! Различия коренятся именно в разуме, и совсем не случайно, что разум у всех разный. Ведь если некоторое явление случайно, оно должно наблюдаться очень редко, а различия в разуме — свойство большей части мира и даже всего мира в целом.

В трактате Брахот (58а) говорится: Передано по традиции: «Тот, кто видит большое скопление сыновей Израиля, должен произнести благословение: “Благословен Ты… провидящий тайное”, — поскольку мысли всех их различны и лица всех их различны». Талмуд подчеркивает, что даже лица всех людей различаются, тем более и мысли их не могут не различаться! И это — весьма глубокая мысль, связанная с идеей множественности явлений в мире. Ведь поскольку их много, необходимо, чтобы между ними были установлены некие границы, то есть, чтобы они в чем-то различались. Поэтому мишна и требует: Смотри не на бутылку, а на то, что в ней. На первый взгляд, эта фраза излишня, и мишна могла начать сразу с продолжения: Бывает новая бутылка, полная старого вина, а бывает старая бутылка, в которой даже нового вина нет! (Поэтому понимать ее следует не буквально). Этой фразой мишна хочет сказать, что обращать внимания на форму вообще не следует. Все люди различаются по мудрости, и здравый смысл подсказывает, что так и должно быть. Поэтому взгляд на «бутылку» вообще ничего не может дать, поскольку эта «бутылка» — внешняя, материальная форма — у всех одна и та же, отличаясь только молодостью и старостью. Единственное, что делает людей разными, — это их разум.

При этом мишна не намеревается оспорить мнение раби Йоси: раби Меир тоже понимает, что мудрость юноши не похожа на мудрость старца и что с возрастом мудрость человека увеличивается. Но он не согласен с тем, что можно взглянуть на «бутылку», то есть, на человека, и сделать вывод о его мудрости, то есть, увидев юношу, сразу сказать, что мудрости у него нет, а увидев старца, немедленно заключить, что он мудр. Это неверно, поскольку бывает новая бутылка, полная старого вина, и т.д. И неправильно было бы думать, что так происходит случайно, — в этом и состоит действующий в мире закон. И все это ясно.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»