Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Небольшие города нередко играли важную роль в деле еврейского образования. Тельше был одним из таких мест.

Хотя в Тельше жило всего десять тысяч человек, но половину составляли евреи, и в Литве это был важный город, потому что он стоял на перекрестке дорог, близко от Пруссии, между Германией, Западной Европой, Россией и Восточной Европой. Ешива в нем была основана в 1875 году. А в 1881 году рав Элиэзер Гордон, один из выдающихся студентов Воложина и ученик рава Исраэля Салантера (см. главу о мусаре), был избран раввином Тельше, взял ответственность за ешиву и стал ее главой. Он осознал привлекательность и опасность движения Аскалы21 для еврейской молодежи и стал бороться за то, чтобы поднять уровень образования в ешиве и ее престиж в глазах общины.

Тельше была самой «прогрессивной» из литовских ешив. В ней была своя философия образования, строгий распорядок дня и занятий, структура. Рав Гордон был крупным лидером, сочувствующим отцом для студентов и неутомимым работником ешивы. В 1882 году рав Иосеф Лейб Блох, зять рава Элиэзера, присоединился к преподавательскому составу ешивы. Динамичная, сильная личность, он в основном и создал структуру ешивы: классы, отделения, порядок. Его привлек к работе рав Шимон Шкоп,23 племянник жены рава Гордона, и один из ведущих молодых талмудических гениев Литвы. Затем в ешиву пришел еще рав Хаим Рабинович.24

Высокий уровень знаний и педагогическое мастерство сделали Тельше одной из самых больших и популярных ешив Литвы. Рав Йосеф Лейб покинул ешиву на несколько лет, но потом снова вернулся в 1910 году, наследовав своему отцу и став раввином города и главой ешивы. Первая мировая война затормозила ее развитие, но сразу после войны ее глава вдохнул в нее новую жизнь и продолжил ее образовательные проекты. Рав Йосеф Лейб был исключительной личностью с выдающейся энергией, творческой силой и работоспособностью. Он обладал аристократичной внешностью и при этом отличался скромностью и большими нравственными достоинствами. Пунктуальный, аккуратный в одежде и манеpax, он уверенно выражал и претворял в жизнь свои идеи и политику и был замечательным лидером.

В 1920 году он создал подготовительную школу для поступающих в ешиву, мехину. Это прототип широко распространенной теперь ешива ктана («малой ешивы» для учеников от 14 до 17 лет). В 1929 году открылся колель для взрослых, где они готовились стать раввинами, и в 1926 году — бейт мидраш леморим,25учительская семинария с тридцатью студентами, которые прежде учились в ешиве. А в 1927 году в Тельше начала работать еврейская гимназия для девочек.26 Это была первая школа такого типа в ортодоксальной системе Литвы. В 1930 году начала работу учительская семинария и для девушек. Эта сеть еврейского образования послужила моделью для еврейских общин, ее влияние вышло далеко за пределы Тельше.

В конце 1929 года рав Йосеф Лейб умер, и его сын, рав Авраам Ицхак Блох стал после него главным раввином города и ешивы, куда приезжали многие студенты из Америки и Западной Европы. Она продолжала расти, пока не была уничтожена в начале второй мировой войны. Рав Элияу Меир Блох, младший брат рава Авраама Ицхака, и его зять рав Хаим Мордехай Кац уехали в Америку, где основали ешиву в Кливленде, Огайо, которая дала ответвления в Чикаго, Ривердэйле (штат Нью-Йорк) и Израиле.


21 См. гл. 16.

22 Он умер в Лондоне в 1910 году, собирая в это время средства для ешивы, и там похоронен.

23 Позднее глава знаменитой ешивы в Гродно. Он был учеником Воложина.

24 См. о нем в разделе о Слободке.

25 Колледж для учителей. Это нововведение, которого в традиционной еврейской практике ешив еще не было.

26 Параллельно открытию системы школ для девочек Бейт Яаков в Польше пионером еврейского женского образования Сарой Шнирер.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»