Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Анецив, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Ешива Воложин
Вторым зятем рава Ицхака был легендарный рав Нафтали Цви Йеуда Берлин — Нецив1 Он родился в известной раввинской семье в 1817 году, а в 1831 году женился на дочери рава Ицхака и приехал в Воложин. В течение жизни своего тестя он держался в тени, и его затмевал другой блестящий зять рав Элазар Ицхак Фрид. Но и в этот период он создал великие произведения того века: Аэмек Шейла — комментарий к тогда малоизвестной работе эпохи Вавилонских гаонов и Шеилот раби Хайгаона. Нецив во время болезни рава Ицхака Элазара Фрида начал давать талмудические лекции в ешиве. А когда рав Фрид умер, Нецива избрали равом Воложина и главой ешивы. Его помощником совет избрал праправнука рава Хаима из Воложина, рава Йосефа Дов Бера аЛеви Соловейчика. Рав Иосеф Дов Бер, блестящий, острый, чрезвычайно творческий человек, был гением. Его уроки, полные огня, столкновений мысли, парадоксов стимулировали и вносили свежесть в школу пилпуля. По контрасту с ним, метод и демонстрация Нецива были спокойнее, глубже, педантичнее и шире по охвату, использованию источников. Эти два великих человека дополняли друг друга в преподавании, социально и лично, и теперь Воложин рос и становился еще более важным и влиятельным.
В 1865 году рав Дов Бер покинул этот город и стал раввином Слуцка, а затем Бриска, где обрел великую славу.
В 1865 году в Воложине, где дома и крыши были деревянными, произошел сильнейший пожар. Здание ешивы с библиотекой и многими оригинальными рукописями рава Хаима и Ицхака из Воложина сгорело дотла. Нецив всю свою энергию посвятил восстановлению ешивы. Было построено трехэтажное здание, туда приехали еще ученики, число которых достигло четырехсот.
В преподавательский состав влились новые силы и Воложинская ешива стала местом притяжения для лучших еврейских умов России в 1870-1880 годах. В 1873 году к ешиве присоединился рав Хаим аЛеви Соловейчик, сын рава Йосефа Дов Бера, и в 1880 году он был назначен вторым главой ешивы, помощником Нецива. Он завершил революцию в методике изучения Торы, которая стала маркой «литовских» ешив. Глубокий и точный анализ, разделение предмета изучения на отдельные части, каждая из которых исследуется до основания, четкая логика и интеллектуальная честность — это были основы дерех (метода изучения Торы рава Хаима).
Снова две великих личности и их разные подходы к изучению Талмуда дополняли друг друга и усиливали ешиву. Под их руководством там выросли почти три поколения еврейских лидеров: раввинов, профессионалов и даже светских людей. Влияние Воложина на еврейскую жизнь было огромным.
1 Акроним его имени означает на иврите «князь» или «лидер».
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»