Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Шмита, Рамбам, Долги, Левиты, Йовель
226-я заповедь – запрещение собирать в йовель урожай плодовых деревьев, тем же способом, как это делают каждый год. И об этом Его речение: “...И не снимай винограда с охраняемых лоз” (там же).
И это также подобно тому, что мы разъясняли относительно субботнего года (НД 223). Объясняется в Сифре (Беар): “Не жните... и не снимайте винограда” – как сказано по отношению к субботнему году, точно так же сказано и по отношению к йовелю”. Т.е. законы, связанные с выполнением этих запретов в йовель и субботний год идентичны.
Все законы, связанные с субботним годом и йовелем, обязательны к выполнению только в Земле Израиля.
227-я заповедь – запрещение продавать земельные участки в Земле Израиля безвозвратно (Д 138). И об этом Его речение: “А земля не может быть продана навеки, ибо Моя земля; вы же пришельцы и поселенцы у Меня” (Ваикра 25:23).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Арахин (гл. 9).
228-я заповедь – запрещение продавать принадлежащие левитам поля для выгона. И об этом Его речение: “А поля для выгона при их городах не могут быть проданы, ибо это – их вечное владение” (Ваикра 25:34).
Ты знаешь, что в Торе указано (Бемидбар 35:2-3): “Повели сынам Израиля, чтобы дали они левитам из уделов владения своего города для жительства, и угодья вокруг этих городов дайте левитам. И будут города им для жительства, а угодья при них будут для скота их и для имущества их, и для всех их жизненных потребностей” (см. Д 183). Угодья отмеряются “от стены города снаружи на тысячу локтей кругом” (там же 35:4), а затем от этого рубежа отмеряются еще две тысячи локтей – для их полей и виноградников, как разъяснено в трактате Сота (27б).
И левитам запрещено изменять эти границы, занимая угодья городскими постройками или отдавая территорию города под угодья, устраивая на выгонах сады или выделяя сады под выгоны. Мудрецы поясняют (Арахин 33б), что в Его речении “...Не могут быть проданы” подразумевается и “не может быть изменено (их назначение)”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Арахин (33б).
229-я заповедь – запрещение лишать левитов поддержки и уклоняться от предоставления им установленных даров во всей полноте. А необходимо обеспечивать их, чтобы они могли радоваться вместе со всеми евреями в праздники. И об этом Его речение: “Остерегайся, чтобы не лишать левита поддержки во все дни твои на твоей земле” (Дварим 12:19).
И сказано в Сифри (Реэ): “Остерегайся, чтобы...” – это заповедь “Не делай”.
Двести тридцатая заповедь – запрещение взыскивать долги в субботний год; долговые обязательства должны быть полностью аннулированы (Д 141). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Отказ от долгов (шмита) заключается в том, чтобы каждый заимодавец... простил и не взыскивал с ближнего своего... ” (Дварим 15:2).
Согласно Торе этот запрет действует только в Земле Израиля и только в период, когда законы йовеля и седьмого года имеют силу. Но мудрецы постановили, что взыскивать долги в субботний год запрещено в любой стране и в любую эпоху – все долги должны быть аннулированы.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Швиит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»