Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда и наказание, Предназначение, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Небесный суд
О человеке, бедном Торой и заповедями, так сказали мудрецы Талмуда: «Если уж этого у него нет — что у него есть?!» И даже если немного Торы и добрых дел скопил он себе — пусть обдумает свою жизнь беспристрастно, наедине с собой, тогда поймет, что не сделал он и половины, и трети из того, что мог бы, исходя из мудрости, которую заложил Святой, благословен Он, в душу его.
Шмират Га-Лашон, 2, 14
И в наших святых книгах это иллюстрируется очень поучительной притчей (она встречается в книге Зихру Торат Моше). Это притча об одном богаче, который послал двух своих слуг в далекую страну, чтобы купили они для него драгоценностей. Дал он на эти цели одному тысячу золотых, а другому — только сто. И случилось так, что оба в дороге растратили деньги на ерунду, так что у кого была тысяча — осталось двести, а получивший сто сохранил только сорок. Однажды они поругались, и в запале первый, у которого раньше была тысяча, крикнул второму: «Да как ты можешь вообще сравнивать себя со мной! Ты же нищий, у тебя нет и четверти того, что у меня!» При их ссоре присутствовал свидетель. Услышав эти слова, он воскликнул: «Дурак, чем тут гордиться? Будто бы все мы не знаем, что деньги-то не твои, что ты должен купить на них товаров для вашего хозяина! Так что на самом деле ты куда больший бедняк, чем второй: он-то должен хозяину лишь шестьдесят золотых, которые по глупости своей прокутил, а ты — целых восемьсот, на которые накупил всякой дребедени. Как ты, интересно, отчитаешься перед хозяином в этой сумме? Не покроет ли твое лицо стыд и позор гораздо больший, чем твоего товарища, которого обижаешь ты, попрекая бедностью?»
Точно так же обстоит дело и в нашем случае. Ведь все мы — посланники Милосердного из вышнего мира в этот, и каждый из нас получил поручение исправить свою душу и очистить ее в меру своей мудрости, и долг наш тем больше, чем больше наше преимущество в мудрости перед другими. Ведь мудрость наша принадлежит не нам, она дана нам для исполнения нашей задачи. И каждому следует задуматься о том, сколько дней, сколько лет потратил он впустую, без изучения Торы: ведь он будет в ответе за все — придется ему дать отчет за каждый день своей жизни, рассказав, на что он потрачен.
Что говорится в книге «Гранатовый сад», написанной рабби Моше Кордоверо, в разделе «Дворцы», 2: «…Выше же — один из четырех ангелов-Хайот, именем Йофиэль, владыка Торы, и в руке его — все ключи мудрости. И когда душа возносится ввысь и достигает вышнего мира, владыка допрашивает ее о мудрости, которую она изучила в этом мире; и по усердию, с которым занималась она Торой, стремясь к постижению ее, будет и награда. Если же она могла глубже изучать Тору, но не сделала этого, сбрасывают ее вниз, к подножию дворца, в стыде и позоре. И когда ангелы-серафимы, что ниже Хайот, вздымают крылья и касаются ими друг друга — сжигают они душу эту, горит она и не сгорает (…). И хоть и есть у нее заслуга добрых дел, наказывают ее так каждый день за то, что она не занималась Торой как подобало». И все дни своей жизни станет разумный человек помнить об этом, не забывая сказанного в Тана дбей Элиягу: «Следует человеку хорошенько запомнить все, что он выучил, чтобы не постиг его позор и стыд в день Суда, когда скажут ему: “Теперь встань и разложи перед нами Писание, которое ты прочел; а затем разложи Учение, которое ты выучил”».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»