Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Связь с Творцом, Отношения между людьми
3:13
Он же часто говорил: «Если люди довольны человеком, то и Вездесущий им доволен; а если люди недовольны человеком, то и Вездесущий им недоволен».
Этот отрывок связан с двумя предыдущими, говорящими о человеке, страх которого перед грехом предшествует мудрости и дел которого больше, чем его мудрости. Мишна рассказала нам, как мудрость связана со страхом перед грехом и с поступками, и мы узнали, что эти вещи никак не могут быть разделены. После этого она рассказывает, что отношение к человеку других людей связано с отношением к нему Б-га, так что если люди довольны кем-то, то и Б-г доволен им. И смысл этого отрывка в точности тот же, что и у предыдущих. Если вначале человек добился того, что им довольны окружающие его люди, он выстроил фундамент для того, чтобы обрести и расположение Б-га. Ведь если две вещи взаимосвязаны, одна не может существовать без другой, как и в этом случае. Ведь довольство Б-га и Его доброе отношение связано с отношением людей.
Дело в том, что крупные общности связаны с Б-гом абсолютной связью, и отношение Б-га к человеку тоже связано с отношением к нему этой общности. Мишна ясно говорит об этом: Если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им.
Следует хорошенько поразмыслить над тем, как же доброе отношение Б-га связано с добрым отношением людей. А доказывает это стих пророка (Йехезкель 36) «А Мой дух Я помещу среди вас». Ты видишь, что душа и чувства человека — это часть духа и чувств Б-га. Таким же образом пророки получили (от Моше-рабейну) пророческий дух, согласно сказанному (Бемидбар 11): «И Я отделю от духа, который на тебе…» И дух людей — это тоже переданная людям часть Б-жественного духа, так что душа человечества и Б-жественный дух прочно связаны. Поэтому если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им: ведь чувства людей возникли из чувств Б-га!
И следует хорошенько понять эти слова мудрости, поскольку они связаны с мишной, приведенной выше (2:4): Сделай Его волю такой же (важной для тебя), как твое желание, чтобы Он сделал твое желание Своей волей. Там мы тоже разъясняли, как желание Б-га связано с желанием людей; и здесь мишна говорит о том же самом.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»