Из цикла «История еврейского народа», темы: Талмуд, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Сангедрин, Амораим
После смерти Раби Санхедрин и бейт мидраш в Ципори продолжали оставаться центрами Торы. Перед смертью Раби передал полномочия руководителя Санхедрина своему сыну — р. Гамлиэлю Третьему. Он известен как р. Гамлиэль сын Раби. Братом р. Гамлиэля был р. Шимон бар Раби — большой мудрец и друг р. Хии. Однако р. Гамлиэль скоро умер, и его сын р. Йеуда Несиа возглавил Санхедрин.
Во времена р. Гамлиэля и р. Йеуды Несиа различные версии Мишны, оставшиеся после Раби, тщательно выверялись. В спорных случаях решение принимал Санхедрин. Продолжалась работа над упорядочением Барайты. Со смертью р. Йеуды Несиа в 3990 (230) году закончилась эпоха танаев, продолжавшаяся более двухсот пятидесяти лет и включавшая в себя девять поколений мудрецов.
После смерти р. Йеуды Несиа центр изучения Торы переместился из Эрец Исраэль в Вавилонию. Отчасти этому способствовало возвращение туда Рава — одного из сильнейших учеников Раби. Однако главной причиной были войны, прокатившиеся по Эрец Исраэль и помешавшие мудрецам и их ученикам спокойно изучать Тору. Политическое и экономическое положение в Вавилонии в то время было намного стабильнее. Это позволяло относительно легко зарабатывать средства для существования и уделять достаточно времени изучению Торы. Мудрецов этой эпохи называют амораями. В прошлом так называли мудрецов, стоявших рядом с главой ешивы и пояснявших содержание урока слушателям. В последующих поколениях амораями стали называть мудрецов Талмуда (амора — поясняющий Тору, переданную предыдущими поколениями). Большинство руководителей Санхедрина после р. Иеуды Несиа уступали в знаниях Торы главам ешив. Народ воздавал почести руководителям Санхедрина, как потомкам Гилеля, однако уже тогда истинными лидерами евреев стали главы ешив.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»