Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Тора и бизнес, Помощь, Шауль Вагшал
Предположим, два человека заключили договор: сначала один из них работает бесплатно на другого, а спустя некоторое время второй, в виде ответной услуги, работает на первого — и тоже без оплаты. Считается, что подобный обмен услугами представляет собой не обмен в чистом виде, а частный вид займа. Однако, если взаимная оплата трудом совершается немедленно после окончания первой работы, такое положение считается обменом, а не займом.
Проблема возникает, когда две работы носят разный характер: к примеру, если вторая работа тяжелее первой или занимает больше времени, — в таком случае появляется классическая ситуация процента. Дополнительные усилия или дополнительно затраченное время будут считаться выплатой процента.
Реувен летом собирается построить сукку и просит своего соседа Шимона помочь ему. Тот отказывается. Тогда Реувен предлагает следующий вариант: «Если ты поможешь мне сейчас, я помогу тебе, когда будешь строить свою сукку». Поскольку нет двух совершенно одинаковых шалашей, подобная договоренность будет считаться разрешенной только в том случае, если окажется, что вторую сукку строить не труднее, чем первую.
Впрочем, если партнеры — близкие друзья и всегда помогают другу друг другу, вопрос процента не возникает.
Группе людей требуется помощь в выпечке мацы. Они обращаются к другой группе с предложением: «Сейчас вы помогаете нам, а потом, когда будете печь свою мацу, мы поможем вам». Такая договоренность считается займом, потому что, если вторая группа по какой-либо причине не станет печь свою мацу (а значит, ей не нужна будет помощь), она имеет право потребовать от первой оплатить ранее выполненную работу.
И снова: если количество мацы, которую нужно будет испечь для второй группы, окажется больше, чем количество мацы, испеченной в первый раз, то возникает проблема процента. Причем разрешен лишь такой случай, когда вторая выпечка будет идти сразу после завершения первой.
Наемный работник получает отпуск с условием, что он подыщет себе сменщика и сам оплатит ему работу. Как он поступает? Он просит коллегу заменить его и обещает, что в следующий раз при аналогичных обстоятельствах ответит ему той же услугой, т.е. согласится его заменить. Подобная договоренность имеет все признаки займа, поэтому в подобных случаях надо проявить максимум осторожности, чтобы не получилось выплаты процента. Лучше всего обратиться за советом к компетентному раввину; причем так надо поступить, даже если речь идет о близких друзьях, которые изредка помогают друг другу, не беря платы.
Читайте: тема Бизнес по-еврейски
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»