Темы: Потомство, Лот, Лех Леха, Сдом, Ури Калюжный
Историю Лота пересказывать не буду — читайте сами. Особенно обратите внимание на то, что после спасения Лота из Содома, Тора добавляет несколько «лишних», казалось-бы, фраз (Берейшит19:27—29). На пару предложений фокус повествования вдруг смещается к Аврааму, чтобы лишь сообщить нам, что он увидел, как поднимается дым на месте разрушенных городов, и нам снова сообщают, что Лот не погиб, так как Всевышний «помнил об Аврааме».
Можно было-бы предположить что так, на оптимистической ноте, Тора хочет завершить историю его чудесного спасения, но более внимательный анализ показывает, что это не так. Как известно, повествование Торы не идет сплошным потоком — оно в прямом смысле слова разбито на параграфы. Там, где заканчивается определенная часть, оставляют чистой часть строки и список всех таких мест передается по Традиции, как и сам текст Торы.
В вышеупомянутом месте никакого пропуска нет — повествование не прерывается и, таким образом, история дочерей Лота оказывается неразрывно связанной с рассказом о его спасении. И связь эта, каким-то образом, проходит через Авраама.
На самом деле, чтобы правильно понять эту историю, нужно сначала щедро расставить восклицательные знаки: Сам Всевышний решил спасти Лота! Он сделал это в силу заслуг Авраама (которые, как мы знаем, были чрезвычайно велики)! Он послал к нему специально назначенных ангелов, которые буквально вытащили его из пучины гигантского катаклизма!
Скептик, однако, может возразить, что особенно восклицать тут не о чем. В конечном счете, из Содома вышел не тот самый великий Лот, который был соратником Авраама и отличался богатством, мудростью и т.п. — ведь не зря же он был сразу же принят в высшие круги общества и назначен судьей в Содоме. Вышел оттуда бедный старик, который потерял практически всю свою семью и все имущество, которому ничего уж и не оставалось, кроме бегства от всего мира в горы. Не удивительно, что там он с готовностью напился и забылся. Это был уже не тот Лот.
Единственными, по отношению к кому Лот сохранил свой прежний статус, были его дочери. И поэтому Всевышний послал им довольно странную мысль, что «больше нет людей на земле, от которых они могли бы иметь детей». Они сделали противоестественный поступок, и у Лота (того, прежнего) появились сыновья. Только теперь завершилась история его спасения.
Это и есть наш ответ скептику. Смотреть на вещи нужно шире — Всевышний рассматривает человека, как духовную сущность не ограниченную рамками определенного биологоческого организма. Например, если человек оставил за собой сына, то он в определенном смысле и не умер. См., например, Трактат Бава Батра, лист 117а.
Почему именно сына, а не достаточно дочери? Честно говоря, Тора не рассматривает дочь как полновесное продолжение отца. В конце концов, ее судьба — выйти замуж, стать частью другого дома, продолжением семьи своего мужа. Однако, тем, у кого нет сыновей, не стоит отчаиваться. Во-первых, сегодня социальная роль мужчины и женщины в семье практически равна, и это наверняка отразилась и на духовном уровне. Во-вторых, в том же месте в Талмуде упомянут и другой путь «не умереть» — оставить после себя учеников. Впрочем, эту тему я уже обсуждал в другой статье — о позвоночнике. Советую прочитать.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»