Из цикла «Плач Ирмияу», темы: Танах, Эйха, Цви Вассерман
1 Нет пред Тобой забвения, о Всемогущий. ВСПОМНИ, АШЕМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С НАМИ, с теми, кто убит; ПОСМОТРИ И УЗРИ НАШЕ ПОСРАМЛЕНИЕ, пережитое оставшимися в живых.
2 НАШЕ НАСЛЕДИЕ — Храм — ОЧУТИЛОСЬ У ЧУЖАКОВ, НАШИ ДОМА и виноградники — У ИНОЗЕМЦЕВ.
3 Среди язычников СТАЛИ МЫ СИРОТАМИ, БЕЗОТЦОВЩИНОЙ, отрезанными от своего Небесного Отца; НАШИ МАТЕРИ КАК ВДОВЫ, не могущие выйти замуж.
4 Жестоко притесняют нас враги: ПЛАТИМ огромные ДЕНЬГИ ЗА СВОЮ ЖЕ ВОДУ, ВТРИДОРОГА ПОКУПАЕМ свои же ДРОВА.
5 ГОНЯТ НАС С НОШЕЙ НА ШЕЕ; МЫ ТРУДИМСЯ ТЯЖКО, НО НИЧЕГО НАМ НЕ ОСТАЕТСЯ, ибо обложил нас враг непомерными поборами.
6 ПРОТЯНУЛИ РУКУ за помощью К ЕГИПТУ И К АССИРИИ, ЧТОБЫ НАСЫТИТЬСЯ ХЛЕБОМ.
7 НАШИ ОТЦЫ ГРЕШИЛИ, И НЕТ ИХ, А МЫ СТРАДАЕМ ЗА ИХ БЕЗЗАКОНИЯ, к которым они приучили и нас.
8 Во всех изгнаниях ПРАВЯТ НАМИ РАБЫ, и кроме Тебя, НЕКОМУ ИЗБАВИТЬ ИЗ ИХ РУКИ.
9 ДОБЫВАЕМ СВОЙ ХЛЕБ в полях, РИСКУЯ ЖИЗНЬЮ ПРЕД МЕЧЕМ разбойников, пришедших из ПУСТЫНИ.
10 НАША КОЖА ВЫЖЖЕНА, КАК ПЕЧЬ, ГОЛОДНОЙ ЛИХОРАДКОЙ.
11 ОНИ НАСИЛОВАЛИ ЖЕНЩИН В ЦИОНЕ, ДЕВИЦ В ГОРОДАХ ИЕУДЫ.
12 Повелел Б-г, чтобы ВОЖДЕЙ ПОДВЕШИВАЛИ ЗА РУКИ за то, что они НЕ ПОЧИТАЛИ СТАРЕЙШИН своего же народа.
13 Изнуренные тяжким грузом ОТРОКИ ТАЩИЛИ ЖЕРНОВА, ЮНОШИ были столь измучены пытками, что СПОТЫКАЛИСЬ ОБ Тоненькое ДЕРЕВО, лежащее на земле.
14 Иссякла мудрость: ИСЧЕЗЛИ СТАРЦЫ, учившие У ВОРОТ народ закону, ЮНОШИ ПЕРЕСТАЛИ РАСПЕВАТЬ наизусть тексты Мишны.
15 Прекратились жертвоприношения в Храме, и вместе с ними ПОКИНУЛА РАДОСТЬ НАШИ СЕРДЦА, НАШИ ПЛЯСКИ ОБРАТИЛИСЬ В ТРАУР.
16 Разрушен Святой Храм, и о ним ПАЛА КОРОНА С НАШЕЙ ГОЛОВЫ; ГОРЕ НАМ, ИБО МЫ ГРЕШИЛИ снова и снова, и как нам теперь искупать свои грехи?
17 ОБ ЭТОМ БОЛИТ НАШЕ СЕРДЦЕ, ОТ ЭТОГО ПОМЕРКЛИ НАШИ ГЛАЗА:
18 О ГОРЕ ЦИОН, ЧТО В ЗАПУСТЕНИИ настолько, что ЛИСИЦЫ БРОДЯТ ПО НЕЙ.
19 И хотя Твой Дом лежит в руинах, власть по-прежнему принадлежит Тебе, ибо ТЫ, АШЕМ, ВОЦАРИЛСЯ ВОВЕКИ, ТВОЙ ТРОН ИЗ РОДА В РОД.
20 Ведь Ты поклялся Собою нашим отцам! Так ПОЧЕМУ же ТЫ ЗАБЫЛ НАС НАВЕКИ, ОСТАВИЛ ТАК НАДОЛГО?
21 Мы нуждаемся в Твоей поддержке: ВОЗВРАТИ НАС СЕБЕ, АШЕМ, И тогда МЫ ВЕРНЕМСЯ к Тебе всем сердцем; ОБНОВИ НАШИ ДНИ в любви, КАК ПРЕЖДЕ, когда Ты вывел нас из Египта.
22 ИБО ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ СОВСЕМ ВОЗГНУШАЛСЯ НАМИ из-за наших грехов. Ты уже ДОВОЛЬНО РАЗГНЕВАЛСЯ НА НАС.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.