Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Диаспора, Рим
Еще до разрушения Второго Храма евреи жили почти во всех частях гигантской Римской империи. В 3845 (85) году один греческий географ писал: «Трудно найти в мире такое место, где бы не было представителей этого племени». Большие еврейские общины существовали во многих городах Сирии и Малой Азии (Анатолии). Во времена Шимона бен Шетаха римскую еврейскую общину возглавлял Тодий. Римский политик и оратор Цицерон говорил, что среди его слушателей было множество евреев. В одной из своих речей он упомянул итальянских евреев, «направлявших многочисленные дары в Иерусалимский Храм».
Большинство римских евреев селились в особом квартале города и заметно отличались от прочих его жителей образом жизни. Римляне не понимали, почему евреи не участвуют вместе с ними в празднествах, посвященных местным божествам. Были также писатели, возбуждавшие ненависть народа к евреям. Все это пропитывало общество антисемитскими настроениями. И вместе с тем многих представителей римской аристократии привлекали моральные нормы иудаизма.
Война в Иудее не изменила положение евреев Римской империи, они видели в этой войне подавление восстания в одной из римских провинций. Поэтому разбросанные по безграничным просторам империи евреи могли продолжать жить по своим законам.
«Милость совершил Г-сподь народу Израиля, рассеяв его среди всех народов». Тысячи евреев бежали из Иудеи в другие страны во время войн, которые вели римляне, и таким образом спаслись от занесенного над ними меча; после войн многие из них попали в разные части Римской империи в качестве пленных, и их братья, проживавшие там, выкупали евреев без всяких препятствий со стороны властей. Они возвращали им свободу и облегчали устройство на новом месте, способствуя выживанию еврейского народа в самых разных странах после разрушения Иерусалима и святого Храма.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»