Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

Только что прошел праздник Шавуот, день Дарования нашему народу Торы. Приведем в этой рубрике ряд законов, связанных с заповедью преподавать Тору маленьким ученикам.

Известно, что ребенок свободен от соблюдения заповедей Торы, т.к. их выполнение обусловлено пониманием. Тем не менее, мудрецы постановили, что отец обязан обучать своего сына соблюдению заповедей. Что касается обучению самой Торе, то эта заповедь записана в ней самой. Причем еврей обязан обучать Торе не только своего сына, но и внука, ибо написано (Дварим 4): «И расскажи своему сыну и детям своего сына».

Как только мальчик начал говорить, сразу же надо приступить к его обучению. Вначале отец учит его словам «Тору заповедовал нам Моше…» и стиху «Слушай, Израиль…» А потом понемногу всему остальному.

Отец обязан обучать сына Торе сам или найти ему учителя, который сможет научить сына всей Торе. Если отец не может найти учителя, который обучит его бесплатно, то нужно нанять за деньги педагога, который будет учить и Устной Торе и Письменной.

Отец обязан не только оплатить труд учителя, но и содержать сына все годы его учения; например, обеспечивать всем необходимым, включая пропитание, если он учится в другом городе.

Всякий ученый обязан обучать не только сына и внука, но и всех учеников, сколько бы их к нему не пришло. Мудрецы постановили платить учителю маленьких детей зарплату из общественной кассы (куда вносят взносы все члены общины), не деля учеников на бедных и богатых.

Учитель (по-еврейски меламед) обязан учить своих учеников весь день и часть вечера, чтобы они привыкли учиться «денно и нощно». В классе (в хедере) не должно быть больше 25 учеников, в противном случае нанимают помощника.

Тот, кого отец не обучил Торе, должен учить себя сам с того возраста, когда осознает это.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»