Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Сотворение мира, Элиэзер Гервиц, Вера, Доказательство, Поиск истины
Доказательство существования Б-га едва ли возможно с помощью обычных банальных методов. Это не то же самое, что доказательство существования какой-нибудь, например, бактерии. В конце концов, чтобы увидеть бактерию, можно использовать микроскоп и убедиться в ее существовании.
Но Б-г не есть физическая сущность. Его нельзя изучить в научной лаборатории под микроскопом или при ярком освещении. Ашем выходит за пределы пространства и времени, и поэтому научный метод не может быть применен для доказательства Его существования. Если Б-г полностью непознаваем человеком, как говорилось ранее, как тогда человек может утверждать, что это непознаваемое существует?
Поскольку прямое доказательство находится за пределами человеческих возможностей, попробуем применить косвенный метод. Посмотрим на мир вокруг нас: из чего он состоит, кем населен, какова его история, его законы. Сложность и организованность протекающих вокруг нас процессов подразумевает существование Высшего Начала, которое мы называем Б-гом.
Вкратце, косвенное доказательство выглядит так: предположим, что перед нами пятидесятиэтажный небоскреб, поражающий сложностью конструкции. Мы видим, что каждая деталь расположена в соответствующем функционально обоснованном месте; каждый этаж спроектирован так, что там достаточно места для различных учреждений; системы водо — и электроснабжения функционируют нормально, крыша держится прочно. В этом случае возникает уверенность, что проект тщательно продуман архитектором и выполнен строителями. Никто не станет утверждать, что блоки и окна случайно оказались на своих местах и что совершенно случайно конструкция способна удовлетворить человеческим потребностям. Подобная мысль показалась бы абсурдной. Нет, конечно, здание должно быть спроектировано и построено теми, у кого хватило интеллектуальных и физических способностей сделать это.
Наш мир, конечно же, много больше и сложнее отдельного здания. Однако, как мы скоро увидим, он обнаруживает то же тщательное построение, тот же порядок, те же продуманные приспособления, как в случае с небоскребом. Следовательно, напрашивается вывод, что и наш мир спланирован, спроектирован и создан Высшим Архитектором, т. е. Б-гом.
В дальнейшем мы детально рассмотрим это и другие доказательства, которые также основываются на невероятности факта случайности творения. Такой сложный объект, как человек, должен иметь Создателя.
Тем не менее всегда находятся люди, отвергающие эту очевидность. Они говорят: «Мы не примем Б-га, пока непосредственно не увидим Его». Они упорствуют, отказываясь даже обсуждать непознаваемость Творца, Его отличие от элементов Творения, которые можно обнаружить.
В конечном счете, признание существования Б-га это вопрос веры. Некоторые настаивают на том, что не верят в Б-га. А другие чувствуют, что все в жизни, этот мир, космос, укрепляет их веру в то, что Б-г в самом деле существует.
Вскоре мы увидим почему.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»