Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

В 5709 (1949) г., когда я был в Соединенных Штатах, я встретил одну женщину, пожелавшую пожертвовать большую сумму денег на основание ешивы, которая была бы названа ее именем.

Я обрадовался этому предложению, но предложил ей пожертвовать эти деньги на ешиву «Хафец Хаим» в Кфар Сабе, принадлежавшую движению «А-ноар а-агудати», которая в то время относилась к числу самых лучших и известных. Главой ее был великий мудрец Торы р. Аарон Лейб Штейнман.

Женщина заинтересовалась моим предложением. Она сказала, что хочет увидеть эту ешиву и приедет с этой целью в Израиль; тогда она и привезет с собой пожертвование. Она приехала, посетила ешиву в Кфар Сабе и выразила свое полное согласие дать деньги этой ешиве. Но при этом у нее была одна просьба: чтобы наш учитель Хазон Иш дал ей свое благословение прежде, чем она пожертвует деньги.

Я пришел к нему с ней и представил ее; однако наш учитель, вместо того, чтобы дать благословение, начал расспрашивать ее: кто она и откуда, и откуда у нее такие большие деньги.

Она рассказала, что работает медсестрой в больнице в Соединенных Штатах, и на протяжении десятков лет, экономя на еде, она собирала цент к центу с намерением пожертвовать деньги на ешиву. Она объяснила, что в детстве слышала от своего отца, что это — самое важное дело на земле, и теперь пришло время осуществить эту мечту.

После того, как наш учитель услышал все это, он сказал ей: «Я советую тебе, чтобы ты не отдавала на ешиву все собранные деньги, а только треть их. Остальные две трети денег оставь себе; быть может, в будущем они тебе понадобятся. Кроме этого, попроси, чтобы та часть здания, которая будет построена на твое пожертвование, была записана в книгах регистрации недвижимой собственности на твое имя. Если ты так поступишь — дам тебе мое благословение».

Когда мы вышли из его дома, я сам себя не помнил. Кружилась голова… Я не мог понять, что все это значит. Почему наш учитель не дал ей пожертвовать деньги на все здание? Почему только на треть? Но тяжелее всего мне было принять тот факт, что он, как казалось, выразил нам (представителям движения «А-ноар а-агудати», которому принадлежала ешива) недоверие, сказав, что та часть здания, которая будет построена, должна быть зарегистрирована не на имя ешивы, а на имя той женщины.

Эти вопросы не давали мне покоя. В тот же вечер я вернулся к нашему учителю и спросил его, что все это значит.

Он улыбнулся мне своей знаменитой улыбкой и сказал: «Почему же ты не понимаешь? Ведь эта женщина пришла просить благословения, а для того, чтобы дать благословение, необходимо, чтобы было то, на чем оно может осуществиться[28]… Она хочет пожертвовать, но я не верю, что она способна сделать это… Обыкновенный человек не в состоянии отдать все свое имущество до последнего гроша, даже на самое лучшее дело; только великий человек способен на это.

Я видел, что она действительно хочет пожертвовать, и хотел благословить ее, ведь она просит благословения за доброе дело, и также хотел помочь вашей ешиве, и потому хотел найти путь облегчить ей это. Если она даст только треть, и притом даже эта треть будет записана на ее имя, ей будет легче дать. Когда деньги дают и в то же время не дают, с ними легче расстаться. Насколько я представляю себе, таким образом благословение может осуществиться.

Но вопреки всему, — закончил наш учитель, — я опасаюсь, что даже треть она не способна дать, и дай Б-г, чтобы мое благословение осуществилось…»

Конец этой истории доказывает, что «мудрец превыше пророка» (Бава Батра, 12а)… Она не способна была дать даже треть. Несколько раз мы ходили (с ней) в американское посольство, чтобы подписать перевод денег в распоряжение ешивы, и всякий раз в тот самый момент, когда надо было поставить подпись, она чувствовала слабость в сердце и должна была принимать таблетки; в конце концов она вернулась в Соединенные Штаты, так и не дав денег…

Мудрость нашего учителя сослужила ему службу. В ходе короткой беседы с этой женщиной он понял, что она не в состоянии осуществить свое желание; так это и случилось. Его предложение сократить пожертвование до трети не только не нанесло нам ущерба, но было настоящей помощью в попытке перевести исполнение ее воли из желаемого в реальность.

Это история научила меня тому, до какой степени должна быть велика вера в наших мудрецов. Когда мы затрудняемся в том, чтобы постичь мысль великого мудреца поколения, наш долг — безгранично доверять его словам, а то, что нам непонятно, относить за счет того, что люди простые, подобные нам, не в состоянии постичь до конца мысль великих мудрецов Торы.

Даже спустя много времени я пребывал в изумлении, как не пришло мне в голову то, что теперь, когда я оглядываюсь назад, кажется таким логичным и ясным… Однако таковы пути Торы: до того, как придет мудрец, все запечатано, сокрыто, и все ходят ощупью в потемках; но после того, как пришел мудрец и осветил дорогу, все стало ясно и просто…


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»