Из цикла «В кругу великих», темы: Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Государство Израиль
Всякий, кто обращался к нашему учителю, чувствовал, как он отдает себя каждому человеку и каждой детали. В любую проблему, с которой к нему обращались, он вкладывал все свои силы и духовную энергию, сосредотачиваясь на ее решении. Не раз я видел его погруженным в размышления на трудную тему, и от этого усилия изменялся цвет его лица.
Когда в Кнессете обсуждался вопрос о том, принимать ли репарации из Германии, я пришел к нему, чтобы спросить, как должна действовать (фракция) «Агудат Исраэль» в связи с этим.
Как известно, в свое время вопрос о репарациях вызвал большую общественную бурю. По всей стране были организованы грандиозные демонстрации; вершиной этих событий стала демонстрация членов партии «Херут» напротив Кнессета, и в его здание летели камни.
У меня был обычай спрашивать нашего учителя обо всем, что требовало принятия решения; так же я поступил и в этом случае.
После того, как я представил ему обе стороны этого вопроса, доводы в пользу отрицательного и в пользу положительного решения, наш учитель спросил меня: «Обязан ли ты присутствовать во время голосования в Кнессете? Ведь ты находишься сейчас в отпуске для выздоровления; можешь ли ты продолжать оставаться в отпуске?» Я ответил, что действительно могу не участвовать в голосовании, но все-таки спрашиваю, поскольку хочу знать, каково мнение Торы в этом случае.
Когда наш учитель услышал мой ответ, он ответил мне так: «Обо мне думают, что я извлекаю закон и мнение Торы (словно фокусник) из рукава — с легкостью. Знай же, что каждое решение стоит мне крови. Я должен вкладывать все мои силы, чтобы выяснить то, что необходимо, и принять решение в сфере закона и мнения Торы. Если вопрос насущный, связан с практически исполняемым законом (Торы), то у меня нет выбора, и я обязан жертвовать ради него своим здоровьем. Но если ты не должен обязательно участвовать в обсуждении, — оставайся в лечебно-оздоровительном учреждении и не утруждай меня, заставляя заниматься выяснением и принятием решения по теме, которая не связана с практически исполняемым законом, и тебе лишь любопытно, каково мое мнение в этом вопросе».
И я действительно остался в лечебном учреждении и не принимал участия в обсуждениях и голосованиях на упомянутую тему в Кнессете.
Один из знатоков Торы поставил перед нашим учителем трудный вопрос по поручению какого-то человека. После того, как прошли несколько дней и он не дал ответа, тот знаток Торы пришел к нему еще раз и напомнил, что ожидает ответа на свой вопрос. Наш учитель ответил ему так: «Вы полагаете, что решения в сфере закона принимаются с такой легкостью? Над подобными вопросами я бьюсь до головной боли, и когда чувствую, что больше не в состоянии думать, — отвечаю» (эту историю я слышал от выдающегося мудреца Торы, р. Х. Каневского).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»