Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Каббала, Тания, Связь с Творцом, Любовь к Б-гу
Все вышеуказанные категории и ступени [любви] происходят от правой стороны и категории когена, мужа милосердия, и называются они Кесеф гакоганим[1], как написано: «Желанием возжелал ты дом Отца своего»[2]. Но есть еще категория любви, которая выше всех [других], как золото предпочтительнее серебра, и это — любовь, подобная углям пылающим, [происходящая] от категории Высших Гвурот сфиры Бина Илаа[3], а именно — когда через размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, о том, каким образом все пред Ним как совершенное небытие, разгорится и распалится душа, [стремясь] к сиянию великолепного учения Его, дабы созерцать славу Царя, подобно углям пылающим, сильному пламени, возносящемуся ввысь, [стремясь] отделиться от фитиля и древесины, которые оно охватило, то есть через усиление Б-жественного элемента огня в Б-жественной душе, — и от этого душа приходит к жажде, как сказано: «Душа моя Тебя жаждет»[4], а затем к ступени, [на которой она становится] «больной от любви»[5], а затем к исходу души [из тела] на самом деле, как сказано: «Также и изошла душа моя»[6].
С этим связана природа левиим[7], [которые] внизу (а в будущем, когда мир возвысится, они будут коганим, и, как говорит раби Ицхак Лурия, благословенна его память, о стихе «И коганим, и левиим»[8], что нынешние левиим в будущем будут коганим). Служение же левиим заключалось в том, что они возносили благозвучно голос свой в благодарении пением и музыкой, верной и приятной интонацией, «стремясь и возвращаясь»[9], а это и есть та сильная любовь как пламя, исходящее из молнии, как сказано в Гмаре (Хагига, раздел 2)[10].
И это невозможно достаточно ясно объяснить письменно, но всякий сердечный и разумный человек, разумеющий в этих вопросах и углубляющийся [в них, чтобы] связать свое знание и постижение со Всевышним, найдет добро и утаенный свет в своей рациональной душе, каждый в меру своего разумения (один впечатляется [одним] и пр., а другой впечатляется [другим] и пр.), после того, как он предварит это страхом перед грехом, совершенно избегая зло, чтобы грехи не отделяли и т. д., да сохранит Всевышний.
Служение того, кто занимается Торой и заповедями под влиянием этой сильной любви, происходит только в направлении «возвращения»[11], как сказано в книге «Сефер Йецира»: «И если бежит твое сердце, возвратись к Единому». То есть «бежит твое сердце» — это желание души, которая в сердце, в правой его полости, когда оно усиливается, и разгорается, и распаляется весьма сильно, до исхода души [из тела] на самом деле, дабы излиться в лоно Отца своего, Жизни жизней, благословен Он, и выйти из пленения своего в вещественном и материальном теле, и стать приверженной к Нему, благословенному, тогда пусть человек обратит свое сердце к словам мудрецов: «Ибо поневоле ты живешь»[12] в этом теле, [душа находится в нем] и его оживляет, чтобы привлечь книзу высшую жизнь от Жизни жизней, благословен Он, с помощью Торы жизни, дабы в нижних стало жилище для единства Его, благословенного, в категории явного раскрытия, как то уже объяснялось и как сказано в священной книге «Зогар»: «Дабы был Единый в едином», и это означает, что сокровенное единство будет в состоянии раскрытого мира.
И сказано о том: Иди, мой друг, [навстречу невесте][13]. И в свете сказанного понятны слова наших мудрецов, благословенна их память: «Поневоле ты живешь и поневоле и т. д.»[14]. И тогда что значит желание человека? И как в другом месте[15] подробно объясняется это место из Мишны: «Поневоле ты живешь», то есть с помощью Жизни жизней, благословен Он.
[1] Это выражение можно прочесть двояко: «стремление (косеф) — к священному» или «священное серебро (кесеф)». Подобно этому в стихе «Желанием возжелал» [нихсоф нихсафта] слова нихсоф и нихсафта имеют тот же корень — «коф»-«самех»-«пей».
[2] Брейшит, 31:30.
[3] Хохма и Бина, сфирот интеллектуального порядка, соответствуют Хесед и Гвура, сфирот эмоционального порядка!
[4] Тегилим 63, 2.
[5] Шир гаширим, 2:5.
[6] Тегилим 84, 3.
[7] Коганим — категория Хесед, а левиты — Гвура.
[8] Йехезкель, 44:15.
[9] Подобно тому, как в книге пророка Йехезкеля (1:14) сказано об ангелах: «А хайот стремятся и возвращаются».
[10] Хагига, 136.
[11] Как объясняется далее, под словом «бежит» подразумевается стремление ко Всевышнему. Возвращение же — движение противоположное, когда наперекор естественному стремлению души ввысь к Б-гу, своему Источнику, она обращается вниз, к жизни в этом мире, дабы здесь служить Ему, ибо таково Его желание и цель сотворения всего сущего.
[12] Авот, 4:22.
[13] «Мой друг, навстречу невесте» — сокровенное единство. Оно станет явным в категории Невесты, и это сфира Малхут, так как она — источник сотворения миров, а далее — раскрытие единства в душах евреев и в нашем мире.
[14] Авот, 4:22.
[15] Тора Ор 2а; 25b и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»