Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Грешник, Каббала, Тания
Но «Тора говорит языком людей»[1], и в ней речь Б-га, благословен Он, называется речью точно так же, как человеческая речь, ибо в действительности таков путь нисхождения и проистечения жизнетворности к нижним через многие и сильные сжатия разного рода, дающие начало многочисленным разнородным творениям. И так велики и сильны эти сжатия и утаения Высшего лика[2], что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые вещи, и «клипот» и «ситра ах-ра», и [они могут] получить свою жизненную силу и поддержание своего существования от слова Всевышнего и дыхания уст Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней. И потому они названы «иные боги»[3], так как их питание и их жизненная сила [исходят] не от категории Лика, а от категории заднего в Кдуша, а выражение «заднего» означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти. Так, наверху категория Лика есть внутренняя основа высшей воли и Его истинное желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны Кдуша. Но «ситра ахра» и нечистота — «отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит»[4], и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны Своей истинной воли и желания, которыми Он желает, да сохранит Он от подобной мысли, но — как бросающий через плечо врагу своему против своего желания — лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону «ситра ахра». И это называется задней стороной высшего желания Его, благословен Он.
Высшее желание в категории Лика — источник жизни, оживляющий все миры. А так как оно совершенно не почиет на стороне «ситра ахра», а также и задняя сторона высшего желания непосредственно в ней не облекается, а лишь окружает ее сверху, сторона эта — место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний. Ибо ничтожное количество света и жизнетвор-ности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны Кдуша, которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания[5], называемого «тайной изгнания Шхины», как говорилось выше[6].
И потому сторона эта называется «иные боги», и это настоящее идолопоклонство и отрицание единства Царя царей, Всевышнего, благословен Он. Ибо, так как свет и жизнетворность стороны Кдуша находится в «ситра ахра» в состоянии изгнания, она совершенно не теряет ощущения собственного существования перед святостью Всевышнего, напротив, она себя возносит[7] как орел, говоря: «Я и более ничто»[8], и как сказано: «Моя река, и я себя создал»[9]. И потому сказали наши мудрецы, что грубодушие [гордость] абсолютно равносильно идолопоклонству[10]. Ибо основа и корень идолопоклонства в том, что считают себя самостоятельно существующими, раздельно со святостью Б-га, но не совершенно отрицают Его. Сказано в Гмаре, что [язычники] называют Его Б-гом богов[11], они и себя также считают чем-то особо и само по себе существующим и тем самым отделяют себя от святости Б-га, благословен Он, так как они не отдают себя Ему, благословенному, а высшая святость почиет лишь на том, что совершенно ничто перед Ним, благословенным, как говорилось выше[12]. И потому они называются «горы разделения» в священной книге «Зогар», а это — отрицание истинного Его единства, того, что все перед Ним как бы не существует и действительно ничто перед Ним и Его желанием, оживляющим всех сущих и всех их постоянно создающим из небытия.
[1] Брахот, 22а.
[2] Слово паним — Лик, а также внутреннее, то есть наиболее сущностное.
[3] Иные — ахерим, ибо, как объясняется далее, зло получает поддержание своего существования от категории ахорайим — заднего в Кдуша.
[4] Дварим, 12:31.
[5] Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле, в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому «клипа» и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного.
[6] В гл. 19.
[7] Существует правило: в стороне Кдуша то, что происходит от высокой ступени, в тем большей степени ощущает себя ничем; в стороне «ситра ах-ра», наоборот, чем с более высокого уровня ей удается почерпнуть жизненную силу, тем более она возносит себя.
[8] Йешаягу, 47:8; Цфанья, 2:15.
[9] Йехезкель, 29:9 и 29:3.
[10] Моэд катан, 18а.
[11] Мнахот, 110а.
[12] В гл. 6.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»