Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Суд, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Споры
Споры обычно возникают из-за взаимного непонимания. Конфликтующие стороны часто по-разному интерпретируют обсуждаемую тему. Иногда речь идет о какой-то юридической тонкости, когда обе конфликтующие стороны утверждают, что их мнение ближе к закону. Надо знать, что причиной диспута редко бывает сознательный обман или желание заработать во что бы то ни стало. В идеальном случае решать конфликтные вопросы надо путем обсуждения спорных моментов на основе мирного диалога. Но если спор не удается решить путем логики и доказательств, то обе стороны должны попытаться прийти к компромиссному решению, не обращаясь в Дин-Тора (раввинский суд, состоящий из трех судей) или в арбитраж, поскольку ни одна из конфликтующих сторон не может быть уверена в том, что выиграет дело.
Некоторые дела настолько сложны и доказать в них чью-либо правоту бывает настолько сложно, что спор остается нерешенным даже в суде. К тому же его участники неизбежно теряют престиж. Чем дольше тянется тяжба, тем больше вероятность широкой огласки, что не может не повредить обеим сторонам.
Если в споре участвуют евреи, ни при каких обстоятельствах нельзя передавать дело на рассмотрение в нееврейский суд, — за исключением тех случаев, когда одна из сторон отказывается идти в раввинский суд или принять его решение.
Если все компромиссные пути решения конфликта исчерпаны и приходится обращаться в Дин-Тора, то выбор судей происходит следующим образом:
а) Обе стороны выбирают одного даяна (судью) или одного раввина.
б) Если в городе есть официальный бет-дин (суд раввинов), то обычно обращаются в него.
в) В общем случае конфликтующие стороны могут выбирать любой бет-дгт и любых раввинов по обоюдному усмотрению. Обычно каждая сторона делегирует в суд, призванный решить их казус, по одному раву, и затем эта пара раввинов выбирает третьего рава.
г) Если одна из сторон не участвует в выборе бет-дина, то другая сторона может обратиться в любой бет-дин, который в таком случае имеет все полномочия вызвать в суд другую сторону. Каждый соблюдающий заповеди Торы еврей обязан явиться в бет-дин по первому вызову.
Если человек отказывается явиться в бет-дин по трем вызовам, его дело может быть рассмотрено и в его отсутствии. Кроме того, бет-дин имеет право огласить (расклеив объявления или через прессу), что такой-то еврей отказывается прийти в бет-дин, а поэтому членам общины рекомендуется не вступать с ним в деловые отношения, пока он не откликнется на вызов. Бет-дин вправе также передать дело в нееврейский суд.
В Талмуде сказано, что компромисс является идеальным способом решения конфликтов.
Решение бет-дина считается обязательным для всех сторон. И если одна из сторон не выполняет его, бет-дин имеет право обратиться в нееврейский суд, чтобы тот подтвердил решение еврейского суда или заставил саботажника его выполнить.
Читайте: тема Бизнес по-еврейски
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»