Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал
Действие, после совершения которого продажа считается состоявшейся в соответствие с законом Торы, называется кинъян (по-еврейски акт приобретения), Кинъян — это финал сделки, ее заключительный акт. О видах кинъяна, признаваемых законами Торы, см. ниже в этой главе.
Законным финалом сделки, в согласии с кодексом Шулъхан-Арух, признается также любое действие, принятое в деловых кругах конкретной страны (минъаг сохрим, обычай торговцев) или обязательное по законам данной страны.
Примеры такого рода действий
«Последний удар молотка» на аукционе, рукопожатие при заключении сделки, письменный заказ или устное коммерческое предложение фирмы, — если они считаются обязывающими действиями по гражданскому закону.
В случае с недвижимостью сделка считается окончательной только после оформления всех юридических документов.
Как известно, участники частных сделок (вне рамок торговых операций) не всегда следуют традициям делового мира (за исключением купли-продажи недвижимости). Поэтому только соответствующий кинъян может подвести черту под сделкой.
Пример
Если частное лицо покупает из частных рук мебель, автомобиль или сукку (специальный шалаш, используемый в дни праздника Сукот), сделка считается окончательной только после совершения кинъяна.
В задачу автора не входит перечисление различных видов киньяна и их подробный анализ. Достаточно сказать, что в случае с движимой собственностью одной оплаты недостаточно для завершения сделки, хотя следует признать, что отменить продажу после произведенной оплаты (даже частичной) бывает очень трудно.
Кинъян, известный под названием судар[5], — один из наиболее принятых способов приобретения вещи. В принципе, судар представляет собой форму бартерной (товарообменной) сделки. Заключается он в следующем: человек, желающий приобрести некий товар, или его уполномоченный представитель, протягивает владельцу товара кусок ткани (например, носовой платок или любой другой предмет[6]). После чего владелец товара приподнимает эту ткань (как минимум на 30 сантиметров над уровнем пола[7] или другой поверхности, например над столом) с намерением ее приобрести[8]. Тем самым в обмен на ткань продавец продает или отдает покупателю оговоренный сделкой товар. Аналогичным образом передается право на пользование подарком.
После совершения киньяна ткань возвращают прежнему владельцу.
Эта форма завершения сделки применяется также при заключении контрактов или принятии обязательств, например при помолвке, предшествующей заключению брака. Жених и невеста поднимают по очереди судар с намерением приобрести его, тем самым давая обязательство вступить в брак. Обычно их родители тоже подкрепляют свои устные обещания относительно брака проведением указанной церемонии кинъян-судар.
По закону Торы устное соглашение, не подкрепленное кинъяном, не считается обязательным. Тем не менее, невыполнение устного соглашения рассматривается как нарушение доверия. Поэтому, если человек дал обещание купить или продать некоторую вещь, он должен выполнить свое обещание даже в случае финансовых потерь[9]. Впрочем, если издержки неоправданно велики, следует посоветоваться с раввином.
То же самое относится к наемному работнику, принятому на работу по устной договоренности. Если, прежде чем работник приступит к работе, работодатель откажется от своего обещания его нанять, работник не сможет предъявить ему никаких юридических претензий. Но со стороны работодателя такое решение можно расценить как нарушение доверия.
Заметим, что, если отказ исходит от работника, указанное правило не действует. Другими словами, работник имеет право отменить устное соглашение, — правда, только в том случае когда он не причиняет своим отказом ущерб работодателю. Подобная привилегия дана работнику для сохранения за ним свободы, точнее чувства свободы от угнетения, которое признается неотъемлемым правом каждого человека.
Читайте: тема Бизнес по-еврейски
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»