Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Тора требует от человека, чтобы он напрягал весь свой ум, чтобы предвидеть и предотвратить ущерб, который его действия могут причинить другим, и даже ущерб неумышленный, ибо «человек считается способным в любую минуту причинить ущерб» (адам муад леолам). Даже если разбил чужие вещи во сне или упал с крыши (не от необычно сильного и неожиданного порыва ветра или другой подобной причины, от которой невозможно уберечь себя) и причинил другому человеку ущерб своим падением, — должен оплатить его, даже если самому себе нанес гораздо больший ущерб (Бава кама 26а).

Человек ответственен также и за тот ущерб, который может причинить другим его имущество. Если у кого-то была корова, которая никогда никому не вредила, и через десять лет она вдруг один раз бодалась, ее хозяин должен оплатить половину ущерба, ибо каждый из нас должен внимательно следить за тем, чтобы из-за него не был нанесен ущерб другому человеку.

Следует остерегаться во всех своих поступках, чтобы не испугать и не осрамить другого человека. И потому сказали, что нельзя входить внезапно в дом товарища, ибо, возможно, в доме сейчас происходит что-то такое, что принято скрывать от посторонних глаз, и хозяева будут смущены вторжением (Дерех эрец 5).

Талмуд приводит следующие слова из книги Бен Сиры: «Троих ненавидел я, и один из них — это тот, кто входит в дом товарища внезапно». Раби Йоханан добавляет: «И даже в свой собственный дом» (Нида 16б). И подобно этому говорили наши мудрецы, что не следует наводить сверх меры страх на своих домашних, ибо нужно предвидеть последствия этого: чрезмерный страх может довести до греха, как объясняется это в Талмуде (Гитин 6б).

По этой же причине не следует запугивать ребенка, говоря ему: «Сделаю тебе так-то и так-то». Описывают случай с одним ребенком, которого отец запугал угрозами битья, и этот ребенок наложил на себя руки (трактат Смахот 2:4; приводит это также и Рош гл. Элу мегалхим п. 94). И заканчивают там следующими словами: «Отсюда учили наши мудрецы: Не следует пугать ребенка! Или наказывай его сразу, или молчи и не реагируй никак».

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»