Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разве правильно считать всех разбойниками?

Сказано в трактате Дерех эрец: «Всегда считай каждого человека разбойником и уважай его, как рабана Гамлиэля» (конец гл. 5). На первый взгляд это кажется удивительным: разве правильно считать всех разбойниками? Вопрос этот задается в трактате Кала (в конце гл. 9): «“Учили мы: “Не суди другого человека, пока не окажешься на его месте”! И объясняют: Нет никакого противоречия! Там, где сказано “не суди…”, речь идет о том, кого знаешь, а там, где сказано “считай каждого человека разбойником…”, речь идет о том, кого не знаешь!”"

Здесь мы видим ясное указание, что нельзя вести себя в жизни подобно слепому, бредущему во тьме; напротив, человек должен в полной мере пользоваться своим разумом. Отмечали наши мудрецы, что большинство людей так или иначе грешат: меньшинство развратничает, большинство — присваивает чужое. И поскольку реальность такова, мы обязаны остерегаться всякого незнакомого человека, пока не убедимся в его честности и праведности.

Сказанное касается как деловой сферы, так и благотворительности. Когда речь идет о значительных суммах денег, нельзя проявлять наивность и полагаться только на то, что сам человек рассказывает о себе. Учили наши мудрецы: проверяем того, кто просит одежду, но не проверяем того, кто просит еду. Каждый человек должен быть верным хранителем собственного имущества, а не растратчиком, как пишет об этом Рамбам в Шмона праким. Точно так же должен человек уметь видеть результаты всех своих действий, чтобы избежать конфликтов. Из-за наивности и излишней доверчивости человек становится соучастником преступления, наносит ущерб другим евреям и лишает помощи тех, кто действительно в ней нуждается. Тот же, кто идет верным путем, спасает себя от лишних страданий, разочарований, конфликтов, сплетен, людской ненависти и материального ущерба.

Так пишет об этом Решит хохма (гл. Дерех эрец): “Следует всегда уважать людей, и вместе с тем — остерегаться их, и верить только тому, кто проверен”.

В трактате Дерех эрец раба (гл. 5) приводится рассказ о том, как раби Йеошуа оставил одного человека у себя на ночлег. Он накормил, напоил гостя и отвел его на чердак, где тот должен был спать, после чего раби Йеошуа забрал ведущую на чердак лестницу. Тот человек встал посреди ночи, завернул в свой плащ несколько принадлежащих хозяину вещей и хотел было спуститься с чердака, но упал и сломал себе шею. Утром раби Йеошуа нашел его там, где он упал, и спросил его: “Глупец, что ты наделал?” Тот ответил: “Раби, я не знал, что ты забрал лестницу!” Сказал ему раби Йеошуа: “Глупец, разве ты не понимаешь, что я должен был опасаться тебя?” После этого сказал раби Йеошуа: “Смотри на всех людей, как на разбойников, и уважай их, как рабана Гамлиэля!” (Дерех эрец раба 5).

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»