Из цикла «Дерех эрец», темы: Уважение, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми, Судить в лучшую сторону
Сказано в трактате Дерех эрец: «Всегда считай каждого человека разбойником и уважай его, как рабана Гамлиэля» (конец гл. 5). На первый взгляд это кажется удивительным: разве правильно считать всех разбойниками? Вопрос этот задается в трактате Кала (в конце гл. 9): «“Учили мы: “Не суди другого человека, пока не окажешься на его месте”! И объясняют: Нет никакого противоречия! Там, где сказано “не суди…”, речь идет о том, кого знаешь, а там, где сказано “считай каждого человека разбойником…”, речь идет о том, кого не знаешь!”"
Здесь мы видим ясное указание, что нельзя вести себя в жизни подобно слепому, бредущему во тьме; напротив, человек должен в полной мере пользоваться своим разумом. Отмечали наши мудрецы, что большинство людей так или иначе грешат: меньшинство развратничает, большинство — присваивает чужое. И поскольку реальность такова, мы обязаны остерегаться всякого незнакомого человека, пока не убедимся в его честности и праведности.
Сказанное касается как деловой сферы, так и благотворительности. Когда речь идет о значительных суммах денег, нельзя проявлять наивность и полагаться только на то, что сам человек рассказывает о себе. Учили наши мудрецы: проверяем того, кто просит одежду, но не проверяем того, кто просит еду. Каждый человек должен быть верным хранителем собственного имущества, а не растратчиком, как пишет об этом Рамбам в Шмона праким. Точно так же должен человек уметь видеть результаты всех своих действий, чтобы избежать конфликтов. Из-за наивности и излишней доверчивости человек становится соучастником преступления, наносит ущерб другим евреям и лишает помощи тех, кто действительно в ней нуждается. Тот же, кто идет верным путем, спасает себя от лишних страданий, разочарований, конфликтов, сплетен, людской ненависти и материального ущерба.
Так пишет об этом Решит хохма (гл. Дерех эрец): “Следует всегда уважать людей, и вместе с тем — остерегаться их, и верить только тому, кто проверен”.
В трактате Дерех эрец раба (гл. 5) приводится рассказ о том, как раби Йеошуа оставил одного человека у себя на ночлег. Он накормил, напоил гостя и отвел его на чердак, где тот должен был спать, после чего раби Йеошуа забрал ведущую на чердак лестницу. Тот человек встал посреди ночи, завернул в свой плащ несколько принадлежащих хозяину вещей и хотел было спуститься с чердака, но упал и сломал себе шею. Утром раби Йеошуа нашел его там, где он упал, и спросил его: “Глупец, что ты наделал?” Тот ответил: “Раби, я не знал, что ты забрал лестницу!” Сказал ему раби Йеошуа: “Глупец, разве ты не понимаешь, что я должен был опасаться тебя?” После этого сказал раби Йеошуа: “Смотри на всех людей, как на разбойников, и уважай их, как рабана Гамлиэля!” (Дерех эрец раба 5).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»